16 подписчиков
Покупки в интернете заглушают тревогу?
Окей, сейчас довольно много маркетплейсов с "выгодными" (и иногда правда выгодными) предложениями. Теперь для покупки не обязательно выходить из дома и тратить часы на блуждание по магазину. Достаточно просто открыть смартфон и кайфануть от большого выбора. Ключевое слово "Кайфануть". Я предлагаю порассуждать о том, как маркетплейсы доставляют нам удовольствие и по каким причинам мы склонны сбегать в мир цифровых магазинов.
Непредсказуемость и дофамин.
Говоря о вознаграждении (а покупка часто носит именно такой характер) нельзя не упомянуть мой любимый дофамин. И так, есть такой МЕГАААА крутой дядька как Роберт Сапольски, нейробиолог и антрополог. Вот он проводил эксперимент - брал обезьян и давал кнопку. Жмякнешь десять раз на кнопку и вуаля, вкуснейший ништяк у тебя в клетке. Подобное проворачивал ещё классик Павлов с собаками, но что сделал Роберт дальше? Он внёс непредсказуемость.
Теперь лакомство падает в 50 процентах. А приборы показывают, что количество дофамина выросло многократно. Что это нам говорит? Что непредсказуемость награды также влияет на уровень предвкушения. А маркетплейсы дарят именно это, начиная от того, что мы не знаем, что именно купим и купим ли, и заканчивая тем, что мы не знаем какого качества товар придёт нам по итогу. (Исследования Сапольски здесь - https://www.wired.com/2011/07/sapolsky-on-dopamine-not-about-pleasure-but-its-anticipation/)
Но если растянуть ожидание, то и удовольствия нужно получить больше. Здесь на выручку приходит доставка. Маркетплейсы не сиюминутно доставляют нам товар, а заставляют ждать. Что, опять же, влияет на чувство предвкушения.
Вот и получается, что непредсказуемость и ожидание побуждают людей тратить много времени в онлайн магазинах. Но есть ещё один фактор...
Негативные эмоции.
Мы редко бываем удовлетворены. Правильнее будет сказать, что мы бываем удовлетворены не продолжительное время. И на это влияет ряд причин:
Гедонистическая адаптация — это тенденция быстро возвращаться к исходному уровню удовлетворения, что бы с нами ни происходило в жизни.
Скука - заставляет нас искать спасения от повседневной рутины.
Предвзятость к негативу — это «феномен, при котором негативные события более заметны и требуют большего внимания, чем нейтральные или позитивные события».
Руминация — это наша склонность продолжать думать о плохом опыте.
Скука, предвзятость к негативу и размышления вызывают негативные чувства или внутренние триггеры, которые заставляют нас искать спасения в отвлечении. Розничные магазины и веб-сайты только рады стать убежищем от негативных эмоций. Бинго-Бонго!
Конечно, популярность онлайн магазинов обусловлена удобством и большим выбором. Но не стоит забывать и о внутренних процессах, которые побуждают нас к залипаю в любимом маркет-плейсе. По сути, шопинг вышел на новый уровень.
Такие дела.
Увидимся!
2 минуты
11 марта 2024