Найти в Дзене

Нельзя сказать, что Казань (Татарстан) имеет прямо вот глубокую еврейскую историю.


Но и невозможно утверждать, что еврейского Казань лишена.

Евреи поболее многих иных склонны к мифологизации собственной истории. Падки на кропотливый поиск соплеменников и их исторического следа.

Просто, как всегда, возникает вопрос — кого считать евреем?
Того, кто еврей по крови? А если он к религии индифферентен, считать ли евреем его?

Еврей = иудей? Но тогда вопрос обратный — как быть с кровью?
Иудаизм исповедовали разные народы, в том числе не имеющие кровного родства с народом Авраамовым — хазары, например. Которых и принято считать первыми евреями древней Казани.
Но тут религия совпадает — а кровь нет.

Что делать с выкрестами и полукровками? Как, например, уроженец Казани Евгений Шварц — тот, который "Убить Дракона", "Обыкновенное чудо". Отец у него по крови еврей, но выкрест — принял православие. Мать — русская. А сын вопросам национальностей просто не уделял никакого внимания и значения не придавал.

В общем — все разговоры о еврейской истории Казани также нужно делить на два, на три, да понимать, что за ради внушительности исследования в евреи записывают огульное множество народа.

Первые еврейские поселенцы Казани — отставные кантонисты. То есть те, кто еще мальчиком был забрит в солдаты. Была в то время тяжкая воинская повинность, куда попадали в кабалу почти на всю сознательную жизнь. И еврейских юнош, дабы сим варварским методом приобщить к новому отечеству, гребли в армию не менее других.

После стали появляться еще переселенцы, но надо понимать — в основном это мелкие ремесленники, аптекари, на фоне традиционно большого, древнего города Казани не составлющие особенно заметного явления.

Какого-то антисемитизма в Казани никогда не наблюдалось.
И дело не только в традиционной для региона веротерпимости, дело скорее именно в этом — еврейская община разрозненна и скромна.

Был, конечно, на гребне волнений 1905-го года т.н. Казанский погром — но он был не совсем еврейский. Основной лозунг его — "бей жидов и студентов". И студенты раздражали больше — банально оттого, что они многочисленнее первых.

Появились в городе и промышленники весьма зажиточные, но раскрутиться толком не успели — революция 17-го года всем стушевала карты.

Еврейская культурная жизнь ограничивалась клубом имени Карла Либкнехта (хе-хе!) и клубом национальных меньшинств имени Иосифа Сталина (хе-хе-хе-хе-хе!).

После 20-х годов в отношении евреев обозначился отчетливый, мягко скажем, холодок — синагогу закрыли, и вообще еврейскую тему начали шикать, лишний раз не выпячивать.

Так весь последующий срок советского периода Казани и продолжилось.

Наступила новая Россия, евреи Казани немного ожили — восстановилась синагога на Профсоюзной улице, заработали еврейские организации, забурлила национальная тема. Но забурлила недолго — основной деятельный костяк массово засобирался в Обетованную, да в прочие интересные и лакомые места земного шара. А те, кто к
2 минуты