2119 подписчиков
В 2023 году россияне потратили 917,5 млрд руб. на заказ продуктов онлайн, что на 47% больше, чем в 2022-м. Такие данные содержатся в исследовании Infoline, на которое ссылаются «Ведомости». Согласно оценкам аналитиков, доля онлайн-заказов в общем объеме розничных продаж продуктов питания и напитков выросла на 1,3 процентных пункта до 4,7% в четвертом квартале и составила 298 млрд руб.
Компания Data Insight оценила объем доставки скоропортящихся продуктов (fresh-food) в 2023 году в 781 млрд руб., что на 41% больше, чем в 2022-м. Эта категория занимает большую часть онлайн-доставки продовольствия, пояснила изданию старший аналитик компании Ольга Пашкова. Data Insight не учитывает категорию продуктов длительного хранения (dry-food), таких как крупы и другие аналогичные товары, включая маркетплейсы. В четвертом квартале 2023 года рост рынка онлайн-продаж продовольственных товаров ускорился год к году до 57% (в сравнении с 55% в третьем квартале 2023-го), говорится в исследовании Infoline.
В этот период также произошел значительный рост оборота в сегменте доставки впрок, плановой доставки и самовывоза, на которые к концу года приходилось 40% всех заказов продуктов питания (что на 3,4 процентных пункта больше, чем в третьем квартале), сообщил «Ведомостям» гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он объяснил это увеличением продаж продовольствия через маркетплейсы (самовывоз). Этому способствовали промоакции и бонусы, рост онлайн-заказов алкогольной продукции с самовывозом, а также дефицит курьеров (по данным HeadHunter, их зарплаты за год увеличились на 30-40%), что привело к повышению стоимости доставки, особенно быстрой.
Дефицит персонала в сфере доставки остается актуальным, и даже компании с большим опытом в экспресс-сегменте, такие как «Яндекс Лавка», заявили о намерениях провести тестирование самовывоза из своих дарксторов, отметила Пашкова. Некоторые компании даже прекратили доставку — например, «Мираторг» закрыл свой интернет-магазин, добавил Бурмистров.
В пресс-службе «Ленты» сказали «Агроинвестору», что в 2023 году онлайн-продажи «Ленты» выросли на 31,8% год к году до 53,2 млрд руб. Средний чек снизился на 8,3%, количество онлайн-заказов увеличилось на 43,8%. В X5 Group, «Самокате», «Сбермаркете» и «Магните» не ответили на запрос.
В «Озоне» в четвертом квартале 2023 года был зафиксирован рост заказов продуктов через каналы самовывоза, таких как пункты выдачи товаров (ПВЗ), сообщил представитель маркетплейса. Однако это не привело к уменьшению курьерской доставки Ozon fresh, добавил он.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев сказал «Агроинвестору», что, по предварительным оценкам, средняя доля доставки в обороте федеральных торговых сетей составляет около 4%, в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель выше — примерно 7-8%.
Кратный рост онлайн-доставки в 2020—2021 годах был обусловлен эффектом низкой базы и во многом вынужденной ситуацией для потребителей, говорит Караваев. Он отметил, что сейчас темпы роста онлайн-доставки отражают более здоровую позитивную динамику для бизнеса и реальную картину спроса. «Похожие темпы роста могут сохраниться на протяжении как минимум ближайших двух лет: у рынка онлайн-доставки продуктов большой потенциал за счет развития инфраструктуры в регионах и формирования устойчивой привычки к онлайн-закупкам продуктов у жителей крупных городов», — заключил Караваев.
2 минуты
26 февраля