Найти в Дзене

В ответ на пост


Ознакомьтесь пока в оригинале

Письмо стало первым посланием, направленным его инвесторам с тех пор, как его давняя правая рука Чарли Мангер умер в ноябре прошлого года в возрасте 99 лет .

В начале своего письма акционерам Berkshire Баффет напомнил читателям о роли Мангера в создании крупнейшего сейчас конгломерата страны. Конгломерат, как написал в субботу Баффет, имеет " безусловно... самый большой собственный капитал по GAAP среди всех американских компаний".

«На самом деле Чарли был «архитектором» нынешнего Berkshire, а я выступал в качестве «генерального подрядчика», осуществляя повседневное воплощение его видения», — написал Баффет.

«Чарли никогда не стремился присвоить себе роль творца, а вместо этого позволил мне поклониться и получить похвалы. В каком-то смысле его отношения со мной были наполовину старшим братом, наполовину любящим отцом. Даже когда он знал, что был прав, он давал мне вожжи, и когда я ошибся, он никогда, никогда, не напоминал мне о моей ошибке».

«В физическом мире великие здания связаны с их архитектором, а о тех, кто заливал бетон или устанавливал окна, вскоре забывают», — писал Баффет.

«Berkshire стала великой компанией. Хотя я долгое время возглавлял строительную бригаду, Чарли всегда следует считать архитектором».

«Я принял глупое решение»
Баффет и Мангер выросли в Омахе, где до сих пор находится штаб-квартира Berkshire. Однако они встретились только в 1959 году, когда Баффету было 29, а Мангеру 35.

Юрист по профессии и партнер-основатель юридической фирмы Munger, Tolles & Olson, носящей его имя, Мангер был назначен вице-председателем Berkshire Hathaway в конце 70-х.

Но инвестиционные отношения Мангера и Баффета начались задолго до этого официального соглашения: в субботу Баффет написал, что именно Мангер сказал ему в 1962 году, «что я принял глупое решение, купив контроль над Berkshire».

В то время Berkshire Hathaway была испытывающим трудности производителем текстиля в Новой Англии. Позже текстильная деятельность прекратилась, но Berkshire Hathaway сегодня все еще носит имя компании.

Баффет написал в субботу, что «Чарли в 1965 году тут же посоветовал мне: «Уоррен, забудьте о покупке другой компании, такой как Berkshire. Другими словами, откажитесь от всего, чему вы научились у своего героя Бена Грэма. Это работает, но только тогда, когда практикуется в небольших масштабах». Впоследствии, с большим отступлением, я последовал его инструкциям».

В другом месте своего письма акционерам Баффет написал: «Наша цель в Berkshire проста: мы хотим владеть всеми или частью предприятий, которые имеют хорошую экономику, фундаментальную и устойчивую».

Но Баффет отметил, что совет Мангера, предложенный почти 60 лет назад, покупать только «прекрасные предприятия, купленные по справедливым ценам», означает, что те дни, когда у Баффета и Berkshire Hathaway было множество инвестиционных возможностей на выбор, «давно позади».

«Эта комбинация двух условий, которые я описал для приобретения бизнеса, долгое время была нашей целью при покупках, и какое-то время у нас было множество кандидатов для оценки», — написал Баффет.

«Если я пропускал один — а я пропускал много — всегда появлялся другой. Те дни уже давно позади; размер нас подвел, хотя возросшая конкуренция за покупки также была фактором».

Беркширкупленстраховая компания Alleghany за $11,6 млрд в 2022 году и взяла под полный контроль оператора остановок PilotРанее в этом году. До этих сделок компания не совершала крупных приобретений с 2015 года.покупкаPrecision Castparts за 37 миллиардов долларов.

«В этой стране осталось лишь несколько компаний, способных по-настоящему изменить ситуацию в Berkshire, и их бесконечно выбирали мы и другие», — продолжил Баффет.

«Некоторых мы можем оценить, некоторые – нет. А если можем, то они должны иметь привлекательную цену. За пределами США практически нет кандидатов, которые представляли бы собой значимые варианты для размещения капитала в Berkshire. В целом, у нас есть нет возможности показать сногсшибательное выступление».
3 минуты