20 подписчиков
СЕГОДНЯ ПЕЧАЛЬНЕЙШАЯ ДАТА
____________________________
В течение января — февраля 1995 года войска фактически очистили Грозный от дудаевских бандформирований. Утром 25 февраля 1995 года, 8отряд «Русь», совместно с первым полком ОДОН , а также сводный отряд ОМОН Кемеровской области, готовились к проведению зачистки в н.п. Алды. На временном командном пункте командир приступил к тщательному разбору плана дальнейших действий, внося уточнения и организуя взаимодействие между подразделениями.
Плотный белесый туман накрыл то февральское утро. Перед началом операции следовало подождать, пока мокрая взвесь хоть немного развеется.
То, что произошло дальше, предвидеть было невозможно.
В удалении от КП командира отряда из тумана сначала донесся гул работающего двигателя, потом из плотной пелены смутно выступил силуэт машины. Она остановилась в нескольких десятках метров от отряда. Явственно послышалась русская речь: кто-то свой.
В следующую секунду от машины оторвалась огненная струя, взмыла в небо, таща за собой длинный хвост. Пролетев над головами бойцов отряда, огненная стрела скрылась в тумане, хвост рухнул прямо на скопление людей, находившихся на КП, — спецназовцев, омоновцев, военнослужащих. Раздался чудовищной силы взрыв. Его последствия оказались катастрофическими.
Командир отряда полковник Павел Зайцев погиб, ЗНШ майор Владимир Батрукеев получил смертельное ранение, в госпитале скончались начальник связи ст. лейтенант Виктор Клочков, снайпер рядовой Алексей Пантелеев, замкомвзвода связи ст. сержант Владимир Фролов.
Произведя залп, неизвестная машина скрылась. Требовалось срочно принимать решение, эвакуировать раненых, выводить отряд из зоны поражения, потому что предсказать, что последует за взрывом, было невозможно. Уже позже, установили, что машина-убийца — это свои и принадлежала одному из подразделений морской пехоты. Именно такие случаи добавляли неразберихи в первые месяцы боев в Чечне, когда нельзя понять, где свои, а где бандиты.
Решительные действия офицеров, которые в то время находились на месте трагедии, — и прежде всего Сергея Юшкова позволили в кратчайший срок эвакуировать раненых и убитых, обеспечить организованный вывод боевых групп в безопасное место. Управление не было потеряно.
Конечно, такое трагическое стечение обстоятельств трудно даже было представить. Напротив, отряд выполнял все задачи, до этого момента не имея ни одной потери.
Уже тогда проявился особый моральный климат, сложившийся в отряде, где дистанция между офицером и рядовым минимальна, где внутренние, человеческие связи гораздо крепче внешней военной субординации. Спецназовское братство — не просто красивый оборот речи, но объективная реальность. И не считаться с ней нельзя.
«Для спецназовцев 25 февраля навсегда стало Днем памяти погибших товарищей. Но главное — февральская трагедия не надломила людей, напротив сплотила, заставила относиться к своему делу еще более ответственно, серьезно».
В отряде изготовили памятник, на котором были написаны фамилии погибших товарищей. Сделанный из крыла самолета, он был установлен в Алдах на месте трагедии. Однако вскоре, чтобы избежать глумления и издевательств над памятью павших, памятник перенесли во временное расположение отряда, где он стоял до окончания командировки. Долгое время он находится на плацу отряда в Москве.
2 минуты
25 февраля 2024