Найти в Дзене
91 подписчик

“Международный междусобойчик” по пятницам [продолжение]

Большой Ближний Восток: Возможна ли дипломатия?
#международныймеждусобойчик
#большойближнийвосток #израильvsхамас

ЧАСТЬ V. “Иранский фактор”

Американо-иранские отношения в контексте нынешнего палестино-израильского конфликта, начавшегося 7 октября 2023 года, на данный момент носят парадоксальный характер – “здесь воюем, а здесь не воюем”.
Другим нюансом, впрочем – намного более логичным, является тот факт,
что Вашингтон сдерживает именно Израиль от расширения зоны конфликта – как в отношении Ливана, так и непосредственно Ирана.

Очень интересный момент – после обмена ударами проиранских шиитских формирований в Ираке и Сирии с американской армией [первые атаковали американские базы в регионе, вторые ударами дронов-камикадзе ликвидировали одного из полевых командиров иракского движения “Катаиб Хезболла”], за три недели по американским базам не нанесено ни одного удара.
Согласно источникам The Washington Post, эта “сдержанность” боевых шиитских отрядов связана с интенсивным давлением на них со стороны высшего руководства Ирана.
Тегеран “принял к сведению” американские удары по позициям иранских “прокси” в Ираке, Сирии и Йемене и воздерживается от действий, способных приблизить угрозу прямой военной конфронтации Ирана и США.
С 4 февраля Иран стал категорически отрицать свое прямое или косвенное участие в нападениях на военные объекты США.
Публично заявляя о “готовности к отражению любой угрозы”, по каналам тайной дипломатии Тегеран давит на Хезболлу и другие шиитские группировки, предостерегая их от эскалации конфликта.
Источник в правительстве Ирака сообщил WP, что местная “Катаиб Хезболла” сделала заявление о прекращении нападений на американские объекты по настоятельному требованию Ирана; сама же шиитская организация была “отнюдь не рада” выступать с таким смиренным заявлением.
Со своей стороны, Вашингтон отговаривает Израиль от атак на ливанскую Хезболлу.

На фоне тайной дипломатии Вашингтона и Тегерана, очень интересный “щелчок по носу” от “старших товарищей” получил Израиль. В ночь с 14 на 15 февраля в Иране был подорван магистральный газопровод IGAT-2, по которому газ с юга Ирана поставляется ключевым потребителям на севере страны; также произошёл взрыв на химическом заводе в пригороде Тегерана. Министр нефти Ирана Джавад Оуджи назвал взрывы террористическими актами, но Тегеран сразу не стал выдвигать обвинения против какой-то внешней или внутренней силы.
Но уже 16 февраля The New York Times, ссылаясь на информированные источники сообщил, что за атаками на иранскую инфраструктуру стоит Израиль и это «знаменует эскалацию тайной войны и открыл ее новый фронт».
При этом Jerusalem Post сообщил, что ливанская Хезболла оказывала давление на ХАМАС, чтобы тот отказался от завышенных требований к Израилю в рамках возможной сделки.
По информации израильских СМИ, лидер Хезболлы Хасан Насралла и его люди убеждали ХАМАС отказаться от требования освободить сотни заключенных, осуждённых за убийство евреев.

Но если в Ираке и Сирии проиранские шиитские формирования пока соблюдают перемирие с американским экспедиционным корпусом, а на израильско-ливанской границе идут интенсивные перестрелки, которые, скорее всего, не выльются в наземную операцию ЦАХАЛ, удивительные вещи происходят в Красном море.
Там хуситы продолжают атаки не только на грузовые суда, связанные с Израилем, США и Британией, но и на американские военные корабли. Но, похоже, это всех устраивает.
С экономической точки зрения, атаки уситов поднимают цены на нефть и СПГ, что выгодно Штатам. А действия бесстрашных хуситов повышают влияние в регионе шиитов – в целом и Ирана – в частности.
[Окончание следует]
3 минуты