104,8 тыс подписчиков
Любопытно, что красные в начале 1918 года не очень-то стремились «добивать» ушедших в сальские и кубанские степи «добровольцев» и немногочисленных донских и кубанских казаков. Такая же история произошла по сути с «дутовцами» и «семеновцами» на востоке. Разбить — разбили, вытеснить — вытеснили, но потом противники большевиков вернутся, да ещё и получат значительную социальную базу для своих формирований.
С одной стороны, взятие Ростова и Новочеркасска было воспринято многими «старыми солдатами» как «окончательная победа революции». Плюс уже проходила демобилизация старой армии. Вот многие солдатики и разошлись по домам.
Худшие элементы в рядах красногвардейцев не желали «бегать по холодным степям» в поисках корниловцев или «Кубанской Рады». Им проще было развернуться в больших городах, где подобные деятели тут же принялись «именем революции» грабить «контрреволюционеров» (записывая в эту категорию и «трудовое казачество»).
Большой проблемой на Дону стало «многовластие»: есть местные «советские казаки», а есть пришлые отряды В. А. Антонова-Овсеенко. Характерно тут ещё то, что советский центр почти не влиял на местные расклады. Да что уж там, центр. Антонова-Овсеенко на месте не все командиры слушались. А тут ещё и немцы наступают...
В общем, внезапно, красным как-то стало не до «первых белогвардейцев». Нет, конечно, «Ледяной» поход, все дела... только на положение в остальной России эти перемещения «корниловцев» никак не влияли. Чисто бои местного значения.
Художник: Д. Шмарин.
1 минута
25 февраля 2024
8231 читали