Найти тему
19 подписчиков

Смешок изобретателя-нигилиста


Создатель философского искусственного языка Ифкуиль Джон Кихада обильно снабжал описательную грамматику своего детища изображениями клоунов — того ради, чтобы выразить комедию затеи. Мол, не относитесь ни к чему в жизни слишком серьезно. Таким образом он самоиронично отрешился от любых претензий своего проекта в будущем.

А где начинается серьезность?

Естественный язык имеет несколько векторов, благодаря которым его можно назвать второй жизнью: он простирается в прошлое — исторически, и распространяется в настоящем — культурно. Ему мало иметь сборище пользователей, ему также надлежит заплесневеть традицией, проносимой через века, преемственности ради, и иметь гибкую структуру. Антипример — эсперанто, который имеет массу фанатов, но ему так и не случилось стать международным языком, в чем его самоцель и была.

В этом я нахожу параллель между ортодоксальным вариантом и вариантами гораздо моложе, многим из которых нет и века. Именно этому «гармоничному» варианту повезло обрести статус «лингва франка» среди западных шахматоподобных игр, который он имеет и по сей день. Забавно, что романтически настроенные люди при разговоре со мной так шахматы и звали — языком без преград, мол, африканский вундеркинд и гренландский мастер поймут друг друга за доской и без переводчика. Я бы им, правда, возразил, что пацифистким этот язык не назовешь!

Именно поэтому любой изобретатель варианта, который наделяет своё дитя чем-то возвышенным и якобы-сакральным и утверждает его убийцей ортодокса, поторопил вердикт. Оставь его времени на растерзание! — хочу всегда сказать таким. При изобретении варианта — да чего бы то ни было, где существует традиционный эталон, — надо быть немножко чудаком, самоиронизировать, и точно: совать везде и всюду несерьезные картинки. Хорошим примером для меня здесь служит м-р Партон, который не считал лишним вдохновляться персонажами из сказок Кэрролла — вот тебе и кальянная гусеница, и недокот, и два брата-акробата.

Грубо сообщу: если твой враг — это время и традиция, то без комедии не обойтись. Нигилист не может не смеяться. Кихада и Партон это прекрасно понимали, и при всей их любви и фанатичности при изобретении они наделяли свои проекты несерьезностью.

Не, правда, когда начинается серьезность? Похоже, лишь тогда, когда проявится первая плесень традиции. Время безжалостно проверит сотворенное тобой.
1 минута