Найти тему
50,2 тыс подписчиков

Почему игра - надёжный индикатор уровня развития ребенка в дошкольном возрасте? Почему любой грамотный специалист, диагностируя ребенка, всегда спросит - а как он играет? Во что? Давайте попробуем разобраться.


В норме к старшему дошкольному возрасту ребенок, продолжая охотно играть в сюжетно-ролевые игры, в которых он моделирует разные жизненные ситуации, все же переходит на новый этап - игр с правилами. Подробно обо всех этапах игры я рассказываю в книге "Окно возможностей для вашего ребенка", и сегодня о развитии ребенка в норме мы говорить не будем, поговорим о развитии отклоняющемся.

На приеме два ребенка - Коля и Петя. Обоим по четыре года. Оба, казалось бы, не отличают логопеда от шкафа. Оба не ведут и ухом на свое имя. Оба не выполняют никаких инструкций, не покажут глаза и нос, не принесут предмет. Оба что-то лопочут на своем языке, не имеющее никакого отношения к реальной жизни. Но Коля в восторге при виде мыльных пузырей, самозабвенно выкладывает ряд из стеклянных шариков, жует пластилин, не сосредотачиваясь на сюжетах, бесконечно скроллит ленту Ютуба, а когда все это надоело - просто бегает кругами, издавая однообразные звуки. Вся деятельность Коли направлена на получение разнообразных сенсорных раздражителей. Петя же тоже, вроде бы, расставляет рядочки. Из машин, животных. Но если приглядеться, рядочки расставлены не по цвету и размеру, а, допустим, африканские животные вместе. Или гоночные машины, а грузовики отдельно. Вот рядочек нарушился, в кузове грузовика зебра. Напротив леопарда - лев, и в лепете Пети слышны угрожающие нотки. Петя играет. Пусть фрагментарно, пусть неустойчиво, но играет. О чем нам это говорит?

Любая игра, любое использование игрушки или другого предмета вместо реального, например каштана вместо котлеты, говорит нам о том, что ребенок овладел ПОНЯТИЕМ О ПРЕДМЕТЕ. Овладел - и за неимением предмета реального способен использовать его заместитель. Что-то похожее. Карандаши вместо бревен. Каштаны вместо котлет. Куклу вместо реального ребенка. Игрушечных животных вместо реальных. Основываясь на реальных характеристиках предмета, создать его образ. А создав - заместить тем, что есть. И чем выше у ребенка эта способность, тем лучше развито его наглядно-образное мышление. Как видим, у нашего Пети оно есть. А у Коли им даже не пахнет.

Что ещё. У играющего ребенка обязательно присутствуют три вещи - интерес к окружающему миру и ситуациям в нем, раз. Часто у детей с РАС интерес к окружающему миру замещен интересом к виртуальной продукции - и тогда его знания и представления об окружабщем будет ниже, но они будут. Имитация, два. Попытки эти ситуации воспроизвести подручными средствами. И три - умение наблюдать и удерживать внимание. Смотреть, слушать. Даже если вам кажется что он не смотрит и не слышит. Запоминать. Запомнив - воспроизводить.

Без всего вышеперечисленного ребенок играть не будет. Игра в дошкольном возрасте даже при отклоняющемся развитии говорит нам о достаточно высоком уровне развития ребенка. Петя быстро обучится выполнять инструкции, будет демонстрировать хорошую обучаемость. Петя останется ребенком с РАС, на первых порах зависимым от поощрений, возможно демонстрирующим различные поведенческие проблемы - но по мере обучения все эти сложности будут сглаживаться и уходить. Несмотря на такой долгий и сложный старт - напомним, Петя не говорит и не демонстрирует понимание речи в целых четыре года! - у Пети все шансы через долгие годы (будем реалистами) вплотную приблизиться к состоянию, которое мы называем нормой. У него уже есть база для хорошей обучаемости - наглядно-образное мышление. Про Колю этого, к сожалению, сказать нельзя. И обо всем этом рассказала нам игра.
Почему игра - надёжный индикатор уровня развития ребенка в дошкольном возрасте? Почему любой грамотный специалист, диагностируя ребенка, всегда спросит - а как он играет? Во что?
3 минуты
1019 читали