114 подписчиков
Здравствуйте, дорогие читатели. С вами рубрика #ГраммЛитры и Мария Граматчикова с тяжелой (но и жизнеутверждающей) темой о значимости памяти. И о том, на что она способна. Я все еще кандидат филологических наук, специалист по поэзии 20 века и автор канала «Лошадь Волошина».
Латинское выражение «Deus conservat omnia» — на гербе семьи Шереметевых, над входом в Фонтанный дом (где Ахматова проживет почти 30 лет), в качестве эпиграфа к «Поэме без героя». Изречение «Бог сохраняет все» является «вечным спутником» Ахматовой, своеобразным ключом к ее творчеству, особенностью мировоззрения. Главная книга Ахматовой (поэма «Реквием») сохраняет не только трагическую страницу истории государства или биографию самого поэта, но «воздух времени», который, несмотря на всю современность (и для Ахматовой, и для читателя 21 века) произведения, пронизан вневременными аллюзиями (евангельскими и историческими).
Догадывалась ли Ахматова, что текст «Реквиема» — это будет живое свидетельство жестокости режима, законсервированный воздух эпохи, документ, который нельзя будет переписать, сокрыть или отменить (как можно поступить с архивами или учебниками истории)? Знала ли она, что создает рукотворный памятник сотням, тысячам жертв политических репрессий? Конечно, знала. В финале поэмы ее лирическая героиня говорит об этом, соглашаясь на установку такого памятника около тюрьмы «Кресты»:
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь
Главный страх лирической героини — это утрата памяти. Это и ключевой мотив для всего текста, «забыть» для Ахматовой страшнее, чем умереть (в 8 и 9 главах поэмы, которые показывают восхождение матери по ступеням горя, — сначала идет призыв к смерти, а потом «безумие крылом души накрыло половину», и настоящий ужас безумия в утрате воспоминаний).
Наверное, по той же причине Варлам Шаламов заставит себя прожить лагерный опыт второй раз — уже в творчестве, потому что больше всего на свете он боялся «забыть». И речь идет не о том страхе, в котором скрывается опасение, что это повторится. Это экзистенциальный страх перед НЕ свидетельством, страх, что ЭТО может уйти, кануть в небытие.
Но Ахматова заплатила слишком высокую цену, чтобы эта память была сохранена:
— смерть и утрата всех близких людей (расстрел первого мужа Н. Гумилева, арест и смерть третьего мужа Н. Пунина, арест сына Льва Гумилева, гибель друга Мандельштама в лагере и т. д.);
— жизнь в вечном страхе (она рассказывала Лидии Корнеевне, что ей каждую ночь снился сон, где ее просят выбрать, кого она отдаст НКВД: мужа или сына);
– почти 40 лет молчания в печати (до и после войны);
– невозможность писать даже в стол (Ахматова писала «Реквием» в голову себе и семи своим друзьям, которые обязаны были сохранить поэму до лучших времен).
Подвиг Ахматовой в бесконечной внутренней свободе и убежденности, что человек должен свидетельствовать. Так сохраняется Память, одна из главных ценностей человечества.
🎨 Екатарсис @Е-катарсис
2 минуты
24 февраля 2024