Найти в Дзене
2793 подписчика

Продолжение очно-заочной 🗣 дискуссии про энергопереход (https://t.me/eprussia/20637)

Сегодняшний этап энергоперехода характеризуется несколькими важными аспектами. Прежде всего, он носит действительно глобальный характер, ведь проблематика изменения климата и использования новой технологической платформы актуальна для всего мира, отмечает генеральный директор компании «Акта консалт», к.э.н. Анатолий Копылов.

«Вторая особенность — текущий энергопереход захватывает не только отрасль энергетики. Но разные сферы: производство электрической и тепловой энергии, еды, сельское хозяйство, новый транспорт и новые подходы к образованию.

Третья особенность. В основе предыдущих фаз энергоперехода лежали задачи скачкообразного роста производительности труда. Человечество переходило от использования дров к углю, от угля к нефти, от нефти к электричеству. Причиной нынешнего энергоперехода является борьба с климатическими
изменениями.

Насколько российская электроэнергетика готова к такому энергопереходу? Если рассматривать его в узком смысле слова как трансформацию технологической платформы, то готова. Если в широком, как цивилизационный сдвиг, то в целом готова, но предстоит еще немало работы.

В сфере электроэнергетики — свои направления трансформационного сдвига. В части технологий производства электроэнергии декарбонизация, цифровизация и использование ВИЭ предопределяют все остальные изменения. Вследствие более активного перехода на ВИЭ растет интерес к средствам накопления энергии и использованию новых энергоносителей. То есть производство и применение водорода, строительство мощных систем накопления и хранения энергии.

Если бы мы имели средства промышленного накопления электроэнергии в необходимых масштабах, национальная энергосистема была бы примерно на 20% меньше, чем сегодняшняя. Не было бы нужды в мощностях генерации, обеспечивающих пиковое производство и потребление электроэнергии. Следовательно, наша энергосистема стала бы более компактной, потребляла бы меньше топлива, производила бы меньше выбросов.

Есть ли у нас сегодня такие промышленные системы накопления энергии? Да, мы работаем над технологиями и установками, но пока недостаточно масштабно. Можно использовать те же гидроаккумулирующие станции и новые физические принципы накопления энергии. В части технологического развития мы идем примерно в той же лидирующей группе, что и остальные развитые страны.

Существуют два основных риска в связи с энергопереходом. Первый связан с тем, что основные направления ВИЭ — солнце и ветер сильно зависимы от погодных условий. Следовательно, выработка электроэнергии может колебаться.

Это значит, системным операторам тех энергосистем, где доля ВИЭ достаточно высока, требуются новые подходы к управлению такими системами. Риск состоит в том, чтобы наш системный оператор не опоздал с изучением и пониманием, как управлять энергосистемой с высокой долей ВИЭ.

Еще один риск связан с планами РФ стать одним из крупнейших в мире производителей водорода. Основным перспективным потребителем водорода являются развитые страны, с которыми мы сейчас находимся в геополитическом конфликте. Они не хотят развивать экономические отношения с РФ за исключением наиболее критически важных для них. Это может обернуться технологическим отставанием в сфере производства, хранения и передачи водорода. Глобальный рынок для российского водорода закрыт и в ближайшей перспективе не откроется.

Что касается совершенствования законодательной базы в связи с энергопереходом. Если взять в качестве одной из важнейших характеристик энергоперехода развитие ВИЭ, у нас такая система существует, она достаточно современная и актуальная.

Вместе с тем, мы пока не можем обеспечить ускоренного развития возобновляемой энергетики на розничном рынке, там имеются свои, в том числе методические проблемы. Также нужно немного подстроить нормативное регулирование для развития микрогенерации. Однако я не вижу препятствий для устранения этих барьеров».
3 минуты