Найти в Дзене
104,8 тыс подписчиков

В начале 1918 года белогвардейцы лихорадочно искали себе хоть какую-то «дополнительную живую силу». Получалось откровенно плохо. Казаки по большей части сохранили нейтралитет, чехословаки и поляки Довбор-Мусницкого тоже остались в стороне.


Л. Г. Корнилов по сути попытался сформировать собственные «красногвардейские отряды» из кого попало, что весьма красочно описал А. И. Деникин:

«Около штаба кружились авантюристы, предлагавшие формировать партизанские отряды. Генерал Корнилов слишком доверчиво относился к подобным людям и зачастую, получив деньги и оружие, они или исчезали, или отвлекали из рядов армии в тыл элементы послабее нравственно, или составляли шайки мародеров. Особенную известность получил отряд сотника Грекова — «Белого дьявола» — как он сам себя именовал, который в течение двух, трех недель разбойничал в окрестностях Ростова, пока, наконец, отряд не расформировали... Какой то туземец вербовал персов, набирая их, как оказалось, среди... (пропустил нехорошее слово — ТИ) ростовских ночлежных домов... Все эти импровизации вносили расстройство в организацию армии и придавали несвойственный ей скверный налет... Назревала мистификация и в более широком масштабе: из Екатеринодара приехал некто — Девлет хан Гирей, с предложением «поднять черкесский народ», для чего потребовался аванс в 750 тысяч рублей и до 9 тысяч ружей...» (с) Очерки русской смуты.

В общем, когда мы говорим про «бардачных» красногвардейцев, то не стоит думать, что у белых все были «отборные офицеры и доблестные юнкера». Как видите, белые генералы вносили свой вклад в развитие бандитизма. Уже в начале 1918 года нашлось немало авантюристов и «темных личностей», некоторые и в «Ледяной поход» пошли даже.

Ну а потом, в 1919 году, эта Добрармия (ВСЮР) обросла куда большим количеством подобных кадров, включая разнообразных атаманов и откровенных уголовников. Позднее, в 1920 году, уже П. Н. Врангель пытался договориться с анархическими отрядами. Некоторые из них, получив оружие, тоже ринулись грабить.

И хотя белому руководству такие расклады не шибко нравились, у них было меньше рычагов воздействия на подобные группировки: ни тебе партийной системы, ни комиссаров, ни ВЧК. Только разрозненные контрразведки и «сонм проигравшихся политиков».


Карикатура Б. Ефимова.
В начале 1918 года белогвардейцы лихорадочно искали себе хоть какую-то «дополнительную живую силу». Получалось откровенно плохо.
1 минута
325 читали