104,9 тыс подписчиков
«...нас все больше и больше и как нас всех удовлетворить? По-видимому, мне остается «моральное удовлетворение» и нищета. А как жалко, до боли жалко всех дорогих вещей, попавших в руки красных хамов. Не взять ли полк – всё душу отведешь. Может, как сделал Штейфон и Витковский – может, что и выйдет. Все же хочется мстить...» (с) А. А. фон Лампе. Мой дневник. 1919. Пути верных.
Любопытно, что белый военачальник, осуждающий повальные грабежи и жажду мести в рядах ВСЮР, все-таки и сам говорит о желании мстить.
Вообще, фактор мести в Гражданской войне зачастую даже недооценивается. Этот фактор мог носить и характер «личной вендетты» (буквально бытовая зависть или неприязнь могли привести на разные баррикады), и, напротив, распространяться на всех вокруг. Ведь кто из крестьян не пошел в 1917 году «землю делить» и «мстить за крепостное право и малоземелье, за 1905 год»? А потом хозяева усадеб возвращались на пепелища и начиналось...
Офицеры, несмотря на декларируемый «феврализм», ненавидели всех левых, а порой даже и «центристских» политиков. Подозрительно смотрели на «белых солдат» — «вчерашних поголовных революционеров». Отчасти правильно: солдаты тоже помнили 1917 год, офицеры уже не пользовались авторитетом.
Потерявшие близких белые (характерно, что не всегда это было дело рук большевиков, хватало и банального криминала без лозунгов), разумеется, никак себя не сдерживали.
«Захватили мы несколько пленных на улице. Хотели к полковнику вести. Подъехал капитан какой-то из обоза, вынул револьвер... раз... раз... раз — всех положил, и все приговаривает: «ну, дорого им моя жинка обойдется». У него жену, сестру милосердия, большевики убили...» (с) Р. Б. Гуль. Ледяной поход (с Корниловым).
Большой вопрос, сумело бы белое командование сдержать эту жажду мести (направленную против всё больших и больших групп населения — «полубольшевик», «работал на большевиков», «с махновцами связан», «поместье грабил») после гипотетической победы...
Художник: А. Прибылов.
1 минута
23 февраля 2024
3206 читали