42 подписчика
Публикуя варианты легенд Северного Кавказа (.татарские по Урусбиеву, кабардинские по Лопатинскому, западно-адыгские по Тамбиеву, осетинские по Миллеру и т. д.), проф. Ж. Дюмезиль свою, книгу сопровождает пятью «мифологическими этюдами». В этих заметках автор отмечает, что легенды о нартах дают возможность найти фрагменты божественной мифологии, забытой до наших дней в сравнительных этюдах о старых верованиях индоевропейцев, а также важные для изучения сестер мифологии Персии и Индии.
Автор отмечает, что в этих легендах содержится много психологических, этнографических, фольклорных данных, в них прозрачны и мифические темы. Два главных нарта Батрадза и Сосрыко - Сослана (по данным осетинских текстов) Ж. Дюмезиль считает возможным назвать «огненными героями» и «солнечными героями», так как, когда стальное тело Батрадза, раскаленное добела, спускается, как смерч, с неба на землю и, что хозяйка Сатана получает его внизу своей башни в семи чанах воды, так как, когда Сослан умирает от Колеса Святого Жана, по мнению исследователя, аналогичный, хорошо известный ритуал - предосторожности во время грозы, игры летнего солнце¬ стояния - позволяет распознать этих двух героев и общее в их циклах подтверждает его интерпретацию. Таким образом, в образах Батарадза и Сосрыко - Сослана автор видит «огненных героев» и «солнечных героев», т. е. он приходит к мифологическому истолкованию этих легенд, как легенд метеорологического, солярного и тотемического мифа.
1 минута
22 февраля 2024