Найти тему

Издательство "Лаборатория знаний" (VK)


Делай то, что приятно», — шепчет дьявол за одним плечом, а вот ангел
не успевает даже появиться за другим: созревающие люди больше подвержены зависимостям, чем люди взрослые, потому что мозг в период созревания еще не полностью сформировался.

В общем, главная причина, по которой созревающие люди больше подвержены зависимостям, чем люди взрослые, состоит в том, что мозг в период созревания еще не полностью сформировался, в нем владычествуют центры поиска удовольствия, которые то и дело возбуждаются, создавая мощные позитивные циклы обратной связи.

Этот относительный дисбаланс в голове означает, что люди предподросткового и подросткового возраста (и даже люди из категории 20+) с чуть большей вероятностью займутся чем-то, грозящим зависимостью, чем воздержатся от такого поведения, взвесив его возможные долгосрочные последствия.

Человеческие существа всех возрастов выискивают самые разные вещи (пищу, наркотики, секс и другие действия...), чтобы «воспламенить» наши мозговые цепочки вознаграждения, но молодые особи, чей мозг находится в разгаре настройки, особенно склонны к такого рода стимуляции. Одна из причин возникновения зависимости — именно это включение цикла вознаграждения.

Вторая причина, по которой для юных человеческих существ выше вероятность формирования зависимостей, состоит в том, что риск порождает риск. В то самое время, когда созревающие люди втягиваются во всевозможные разновидности приятного поведения, вовсю возбуждая свои цепочки вознаграждения, их мозг подвергается
«обрезке».

Ну да, этот процесс идет у них в мозге, когда они делают практически все, так что если они занимаются математикой или учатся играть на барабанах, эти умения и навыки закрепляются и совершенствуются. Но если они принимают наркотики или сидят за видеоиграми, эти умения и навыки тоже закрепляются.

Помните, в главе 5 шла речь о принципе «Используй эту штуку, а то потеряешь»? Между нейронами, которые возбуждаются одновременно, налаживаются связи, а те нейроны, которые не возбуждаются, в конце концов отмирают. Период созревания — время самой активной «обрезки» и самого активного формирования нейронных схем в нашем мозге.

Ребенок, с удовольствием осваивающий новый инструмент (вспыхивайте, цепочки вознаграждения!), учится этому быстрее, чем могли бы научиться мы с вами в нашем нынешнем возрасте. А ребенок, который учится напиваться (при этом тоже активизируются цепочки вознаграждения), также попадет на эту резко идущую вверх кривую обучения.

У истоков зависимостей — нейротрансмиттеры в синапсах мозговых центров вознаграждения (особенно дофамин). Когда ребенок принимает наркотик, или смотрит порно, или сидит за какой-то видеоигрой, в его мозге активизируется определенный набор нейронов (свой для каждого вида деятельности), с их концов выбрасывается дофамин, и затем в «схеме подключения» мозга возникает устойчивая комбинация этих нейронов.

А когда поведение повторяется снова и снова, очень мала вероятность, что мозг решит избавиться от этих нейронов, ведь они используются так интенсивно.

Конечно, «зрелый» мозг не полностью защищает от таких явлений, поскольку, когда взрослые занимаются теми же действиями (а кое-кто из взрослых, безусловно, принимает наркотики, смотрит порно, сидит за видеоиграми...), дофамин у них в мозге выделяется очень похожим образом. Вот почему и у взрослых может вырабатываться зависимость (такое нередко бывает). Однако подростки тут более уязвимы, чем взрослые, поскольку подростковый мозг еще не прошел предварительную «обрезку».

Обучение — процесс формирования нейронных путей. Та или иная конкретная картина (паттерн) возбуждения нейронов соединяет их в единую «схему».

Первые несколько раз прокладывание такого пути требует усилий. Но с каждым новым актом возбуждения все сильнее закрепляется паттерн — уже привычный порядок, когда за электрическим импульсом следует
выброс нейротрансмиттера, а затем — снова электрический импульс, и так далее, и так далее, и все это —по цепочке одних и тех же клеток. И неважно, что мы осваиваем — компьютерную про...

3 минуты