104,8 тыс подписчиков
«Аналогично развивается и мировая революция. Это есть процесс деградации капитализма и восстания пролетариата, где одна страна следует за другой. При этом причудливо переплетаются самые различные моменты: империалистской войны, национально-сепаратистских восстаний, гражданской войны внутри стран и, наконец, классовой войны между государственно-организованной буржуазией (империалистскими государствами) и государственно-организованным пролетариатом (советскими республиками)...» (с) Н. И. Бухарин. Теория пролетарской диктатуры.
«Любимец партии» тут, на самом деле, неплохо «раскидал» конфликты, составлявшие Гражданскую войну в России. Сейчас ведь есть такой взгляд на события 1917 — 1922 годов: мол, это была целая серия войн, с разными причинами и даже неодинаковым составом участников.
С одной стороны, продолжалась Первая мировая война, из которой Россия так и не смогла по-настоящему выйти. Следовательно, интервенции (двух разных блоков держав) — это своего рода последствия попытки выхода из Первой мировой.
С другой стороны, появились новые государств, в том числе — достаточно агрессивные. Оттуда — столкновения с финнами, эстонцами, петлюровцами и т.д. «Национальные войны» на окраинах.
Третий момент — война общероссийских «белых» против «общероссийских» красных. С участием региональных сил и попытками создать «третью силу».
Наконец, Советско-польская война стала как раз тем самым столкновением молодого «национально-империалистского государства» с первым социалистическим государством. Фактически, этот конфликт Бухарин некоторым образом «предсказал» (и в 1920 году многие большевики вновь «ощутили близость мировой революции»).
Проблема белых была в том, что они эти конфликты как раз вообще не различали. Для них Гражданская война была продолжением Первой мировой (оттуда — пафосные заявления про борьбу с «германо-большевизмом», даже после 1918 года), они петлюровцев и эсеров стремились записать в «большевики» для ясности и так далее. Большевики же в итоге «расставляли приоритеты»: на первом месте стояла задача победы над белыми. А окраины и прочие поляки шли дальше, в разряде «программы-максимум». И с ними можно было договариваться, в критических ситуациях.
1 минута
21 февраля 2024
268 читали