Найти тему
14 подписчиков

СПРАВКА: Завод Гарднера имеет долгую и богатую историю, которая не закончилась и по сей день. Начало предприятию было положено в 1766 году в небольшом селе Вербилки, расположенном в Дмитровском уезде Московской губернии. Основателем фабрики считается Ф.Я. Гарднер, передавший ее своему сыну Ф.Ф. Гарднеру в конце 18-го века. На протяжении 126 лет с момента открытия завода предприятие было сосредоточено в руках потомков основателя Франца Яковлевича Гарднера, среди которых были его внуки Александр, Петр и Николай, а затем сыновья Петра Владимир и Николай. Наконец, Елизавета Николаевна, которая являлась вдовой Павла (брата Владимира и Николая), в 1892 году продала фабрику промышленнику М.С. Кузнецову, что ознаменовало конец гарднеровского и начало кузнецовского периода.


Анна Викторовна показывает мне фигурку под номером 30, изображающую троих подгулявших мужичков. С нее началась эта удивительная музейная коллекция.
- Фарфор сначала был очень дорогой, и иметь его в доме могли позволить себе только очень состоятельные люди (стоили как корова, небольшой дом или самовар – А.К.). Если предметы бились, то их обязательно ремонтировали: к чайникам приделывали металлические носики, из фарфоровых осколков делали даже украшения! На русскую тему на заводе Гарднера была создана серия скульптур «Волшебный фонарь», которая изобилует фигурками крестьян, уличных торговцев, ремесленников, солдат, дворников, лакеев, крестьянских детей, нищих… Аристократы узнавали о народе, о его жизни из таких фарфоровых сюжетных работ!
- Фарфор – уникальный материал. Из него можно делать и скульптуру, и посуду, и мебель, и букеты. Он сводил с ума. И вряд ли найдется синтетический материал, способный затмить фарфор. Для сохранения качества в фарфором деле очень важна конкуренция. Сейчас у нас в стране появляется немало профильных производств, но самый-самый – это императорский фарфоровый завод. Прекрасно, что и наше время тоже отражается в фарфоре и отдельных мастеров фантазия уводит в мир, где обитают принцессы и драконы, как Юлию Доголяцкую.
Оказываемся перед витринами кузнецовского фарфора. Буйство красок, декора и ощущение радости жизни и статуэтки прелестниц в стиле ню для мужских кабинетов…
- Матвей Сидорович Кузнецов, - продолжает свой блестяще–познавательный рассказ Анна Орлова, - получив в свое распоряжение не только завод Гарднера, но и все его богатейшее наследие, как опытный промышленник, он возродил производство. Имея собственное фарфорово-фаянсовое дело, Кузнецов отлично разбирался в этой теме и сумел увеличить выпуск продукции Гарднера. За годы правления заводом Кузнецов продолжал выпуск фарфора по тем образцам и формам, которые за сотню с лишним лет скопились на предприятии в большом количестве.

А как обстояли дела с фарфором в Европе? - задаю мысленный вопрос – и – ух ты! – передо мной франт в роскошном камзоле верхом на…козле.
- Блестящая работа мастеров 19 века мейсенской мануфактуры и ее главного скульптора Й. Кендлера - рассказывает про экстравагантный экспонат Анна Орлова, - легенда гласит, что первый министр Саксонии, Генрих фон Брюль был большой модник. Его роскошные наряды к приемам, визитам, балам шил искуснейший портной. Граф его щедро благодарил. И вот в очередной раз в качестве благодарности мастер затребовал собственную аудиенцию к королю. Выход был найден с помощью…фарфора. На мейсеновской мануфактуре изготовили фигуру портного верхом на козле. Ее граф Брюль и взял с собой к королю. Юмор министра и мастерство исполнения фарфорового кавалера двор оценил по достоинству. С тех пор эту великолепную работу не раз повторяли. До Ярославля портной добирался целых полгода с американского аукциона!
СПРАВКА: Мануфактура Мейсен - первая в Европе фарфоровая фабрика. Знаменитую немецкую мануфактуру основали после того, как алхимику Иоганну Бёттгеру удалось получить рецепт первого в Европе белого фарфора. С января 1710 года начинается история предприятия, которому удалось не только пережить все кризисные периоды, но и снискать мировую славу за свою великолепную фарфоровую продукцию.
3 минуты