160,7 тыс подписчиков
Мало кто знает, но поэт, вдохновивший Маяковского и Хлебникова и ставший главным лидером футуризма, был последователем Муссолини и участником Второй мировой войны на стороне гитлеровской коалиции.
20 февраля 1909 года на первой странице старейшей французской ежедневной газеты «Фигаро» был опубликован документ, который определил одно из основных направлений в искусстве XX-го века. Манифест итальянского поэта Филиппо Томмазо Маринетти, не ставшего изобретать велосипед и исчерпывающе назвавшего свое творение «Обоснованием и манифестом футуризма», провозгласил новую концепцию красоты и безудержное стремление вперед, в будущее, свободное от застарелого налета страха и осторожности. На смену консерваторам пришли реформаторы (или, скорее, революционеры — в лучших традициях начала столетия).
В своей работе Маринетти (впоследствии присоединившегося к фашистскому движению) демонстративно бичует все, что на протяжении долгих столетий составляло ядро мировой культуры. Резкой критике подвергались профессора и археологи, антиквары и библиотекари, «зловонная гангрена» которых превратила прекрасную Италию в «страну старьевщиков». А еще — абсолютно внезапно — феминистки.
Богатое античное наследие, очевидно, для автора представлялось пережитком прошлого: следовало как можно скорее от него избавиться, освободив города от бессмысленного множества музеев — этих «кладбищ пустых усилий, голгоф распятых мечтаний, реестров неудавшихся начинаний». Единственной адекватной причиной посещения экспозиций Маринетти называл «ежегодное паломничество» — иными словами, желание раз в год, так и быть, возложить букетик у картин Леонардо да Винчи.
Кстати, именно анархизм и бунтарство итальянского футуризма стали вдохновением для русских писателей, в 1912 году выпустивших свой манифест «Пощечина общественному вкусу». В лучших традициях Маринетти Хлебников, Маяковский, братья Бурлюки, Крученых и другие участники поэтической группы «Гирея» агитировали своих соотечественников наконец скинуть с «парохода современности» Пушкина, Достоевского и Толстого. И на какое-то время им это даже удалось.
А вы разделяете взгляды футуристов на искусство? Делитесь в комментариях!
1 минута
20 февраля 2024