104,8 тыс подписчиков
«Армия и вместе с ней боевое офицерство раздеты, разуты и голодны. Тыловые учреждения переполнены офицерством. Высший командный состав занят не своим делом. Он ведет политическую игру. В этом и есть вся трагедия. Офицерство должно быть возвращено в свое первобытное состояние — быть технической силой. Политику надо изъять из военной среды...»
Так считал один из колчаковских министров, Н. И. Петров, сибирский областник, отвечал за земледелие. В 1919 году он направил председателю колчаковского Совета министров П. В. Вологодскому записку. В которой... предлагал посмотреть на некоторые большевистские методы, довольно эффективные:
«Там главная сила — армия, а офицерство — только технический аппарат, и ничего больше. Его держат в страхе, его покупают, за ним следят, и он выполняет добросовестно свои технические задачи. Всё остальное его не касается...»
На самом деле, очень распространенные мысли в антибольшевистском лагере, так и не получившие, впрочем, практического воплощения. О партийной системе в армии думали эсеры, о необходимости поставить некую единую гражданскую власть выше различных военных группировок говорили даже некоторые офицеры. Другой вопрос, нашлась бы у противников большевиков такая сила?
При этом, ставшие политиками офицеры выдвинули лозунг «ухода от политики», такой вот парадокс. Опять же, можно списать на субъективный фактор... окажись у власти более решительные фигуры, а не лица вроде А. В. Колчака или А. И. Деникина. Один стал «Верховным» фактически случайно, да ещё и в незнакомом регионе, другой всё порывался «уйти сажать капусту». Могли такие лидеры создать рабочую альтернативу большевикам?
Художник: С. Э. Чуданов.
1 минута
20 февраля 2024
9155 читали