42 подписчика
Ценными представляются работы А. Т. Шортанова «Периодизация, отбор и публикация адыго-кабардино-черкесского фольклора» и А. И. Алиевой по исследованию цикла «Саусырыко (Сосрыко)».
А. Т. Шортанов в своей работе настаивает на том, что периодизация адыгского фольклора должна строиться только на фактическом материале, что тут не может быть места схоластике и всякого рода модернизации. «Устное творчество адыго-кабардино-черкесов (заметим, следовало и следует писать «адыгов».- А. Г.) имеет ясно выраженную тенденцию к историзму, оно, являясь голосом трудового народа, повествует об исторических событиях правдиво и искренно. И прав академик Греков, который писал, что: «Народ более точно наметил основные вехи периодизации своей исто1рии» (Б. Греков . Киевская Русь. М., 1949, стр. 6). Далее автор предлагает схему периодизации адыгского фольклора, в которой он высказывает мысль о существовании «донартских» гимнов, посвященных языческим божествам (Мэзытхьэ, Амыщъ, Тхьагълыдж, Шыблэ, Лъэпщъ), песен-пожеланий (хъохъу), легенд и сказок тотемического и мифологического происхождения, которые впоследствии вошли и врослись в адыгский эпос «Нарты». Исследователь утверждает, что народный эпос в своем развитии проходит несколько стадий, так как, по словам В. Г. Белинского, «еще выше «а лестнице развития эпоса находятся космогонии и теогонии древних. В первых представляется возникновение вселенной из первоначальных субстанциальных сил, а во вторых индивидуализирование этих сил в различные божества. Наконец, эпическая поэзия достигает вершины своего развития, полного осуществления самой себя, дошед до живого источника событий, человека.
1 минута
19 февраля 2024