147 подписчиков
В ответ на пост
Невозвратный тариф в российских отелях: что это такое и почему его хотят ввести
Сегодня Минэкономразвития показало законопроект, в пояснительной записке к которому говорится, что после введения невозвратного тарифа туристы смогут «сэкономить на размещении в отеле», выбрав более дешевый невозвратный тариф, или «обезопасить себя в случае отмены поездки», заплатив больше.
Разбираемся так ли это на самом деле с кандидатом юридических наук, автором канала «Адвокат туриста» Олесей Аблёзговой.
❓ Как гостиницы в России работают сейчас?
➖ потребитель имеет право в любой момент отказаться от исполнения договора, это общие нормы закона, которые работают во всех сферах, включая гостиничные услуги (ст. 732 ГК РФ);
➖ если гость несвоевременно отказался от бронирования, опоздал или незаехал, то с него взимается плата за фактический простой номера, но не более чем за 1 сутки (п. 16 Правил оказания гостиничных услуг);
❓ Разве сейчас в отелях нет невозвратных тарифов?
Указание таких «невозвратных тарифов» на деле является с одной стороны маркетинговым ходом, с другой — нарушением закона.
Сейчас даже если турист забронирует отель по тарифу «невозвратный», но не сможет или не захочет воспользоваться бронью, отель обязан вернуть всю сумму за вычетом первой ночи.
Если отель отказывается, турист имеет право пойти в суд, где помимо этого в его пользу может быть взыскан штраф, неустойка и компенсация морального вреда.
Поскольку гостиничный бизнес прекрасно знает положение действующего закона, возврат, как правило, осуществлялся в рамках досудебного порядка — после предъявления претензии.
❓ Какие изменения предлагает Правительство?
Потребитель лишается общего права на отказ от исполнения договора. Отель вернёт деньги только если бронирование было совершено по возвратному тарифу.
Вернуть деньги за бронь по невозвратному тарифу можно будет только в случае вынужденного отказа. Причиной для него признается болезнь гостя или члена его семьи, либо близкого родственника, указанного в договоре, а также смерть члена его семьи или близкого родственника.
Члены семьи — супруги, родители и дети (в том числе усыновители и усыновленные), близкие родственники — дедушки, бабушки, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.
❓ А в чем разница?
Новые правила предусматривают крайне узкий перечень для возврата денег. Риски перекладываются с бизнеса на туриста.
Например, отмена рейса, стихийные бедствия, падение БПЛА и другие непредвиденные ситуации — теперь все убытки при незаезде при таких обстоятельствах несет турист.
Смерть прабабушки, племянника, жениха, тяжелая болезнь родственника, не указанного в договоре, и иные жизненные обстоятельства — не являются основанием для возврата средств.
❓ То есть нельзя будет получить даже частичный возврат?
Правительство обещает, что турист «получит снижение стоимости или возможность снизить стоимость», но вряд ли так будет на самом деле. В реальности турист, бронируя отель по минимальной цене, лишается тех, прав, что у него были ранее и получает невозвратное бронирование.
Чтобы иметь возможность отказаться от бронирования, придется выбирать более дорогой вариант, которого может вообще не быть — объекты размещения не обязаны предлагать «возвратные тарифы».
❓ Закон введут уже в этом году?
Согласно проекту, закон предлагается ввести с 1 марта 2025 года. Значит, в предстоящем сезоне можно бронировать отели еще по старым правилам.
Другие эксперты считают, что в нынешнем виде закон вряд ли примут. Юрист и автор канала «Юридические новости — Туризм» Георгий Мохов рассказал @Уважаемые Пассажиры, что Роспотребнадзор, скорее всего, заблокирует поправки в закон «О защите прав потребителей».
«До введения еще очень далеко, проект только разместили для обсуждения и вовсе не факт, что его примут в таком виде. На предварительных обсуждениях Роспотребнадзор был категорически против такого нововведения, тем более с поправкой в закон о защите прав потребителей. Они костьми лягут чтобы не пропустить такую поправку», — объясняет Георгий.
3 минуты
28 февраля 2024