59 подписчиков
Отцы, братья и сестры, поздравляю всех вас с началом предваряющих спасительный Великий пост, недель!
Постная Триодь с текстами, пронизанными чувствами сокрушения и молитвословиями, призывающими к сосредоточению внимания на своем внутреннем, сокровенном человеке – к самоисследованию – уже вступила в силу.
Неспроста эта богослужебная книга своим содержанием сподвигает и мотивирует всмотреться вглубь себя. Одним уже этим, то есть акцентом на необходимости ❗️«приблизиться к себе» - самопознании, - она свидетельствует о недостаточности самоанализа или и вовсе об отсутствии в жизни человека того, что блж. Августин называет «привычкой отвлекаться от чувств, сосредоточивать душу и удерживать ее саму в себе».
В своей повседневности человек демонстрирует себя больше как экстраверт, по большей мере взаимодействуя с тем, что находится вне него – с миром, простирающимся за пределами тех незримых необходимостей и потребностей, нужду в удовлетворении которых испытывает духовная компонента его личности, в силу ее природных свойств, ставших ей присущими Волей Творца.
Рассеиваясь и распыляясь на совершенно преходящие ценности и вещи, через постоянное соприкосновение с тлетворным, человек истлевает вместе с ним и себя, - он будто растворяется в той среде и той средой, в которую погрузил себя с головой.
Увлеченный не собой, то есть другим, он забывает о самом себе. В данном случае я имею ввиду озабоченность человека прежде всего своим телом (и всем, что с ним связано и сопряжено), ублажая и услуживая которому, он действует в ущерб собственной душе, упуская из виду ее воззвания и пренебрегая ее потребностями.
Таким образом человек выводит себя из «естественного чина», из «истинного положения вещей»; за рамки тех жизнеутверждающих параметров, которые заданы Жизнодателем для полноценной человеческой жизнедеятельности, включающей в себя помимо телесной составляющей – еще и душевную, и духовную ее (жизнедеятельности) части.
«Мы далеки от самих себя, да и мало желаем, чтобы приблизиться к себе, а все убегаем, чтобы не встретиться самим с собою и промениваем истину на безделушки…» - это очень меткие слова из книги «Откровенные рассказы» (см. 1991, с. 93), которые точно характеризуют повседневную жизнь почти каждого человека.
Потому-то Святая Церковь через Триодь Постную побуждает человека хотя бы на какое-то время «переключиться»❗️ Переключиться с второстепенного на Главное – с плотского на духовное. Погрузиться в свою «внутреннюю клеть» - свою душу – сердце, в первопричину осуществляющегося во времени и пространстве или зла, или Добра. В то невидимое глазу внутреннее логово или хаоса или Космоса (греч. «Порядок»), которому обязано и от которого зависит качество жизни человека и человечества. Погрузиться, чтобы отрезвить себя той наличной реальностью, которая имеет место быть, в действительности.
«Рассмотри, что в руках, кто ты – призывает Христова Церковь устами свт. Григория Богослова. - Зачем и для чего ты меряешь "горстию воду, небо пядию, и всю землю горстию" (Пс. 40:12), – меряешь великие стихии, измеряемые для одного лишь Творца? Прежде всего познай самого себя» (Григорий Богослов. Т. 1. 1994, с. 477).
И если начало этому «познанию самого себя», то есть самоанализу все-же будет положено, в душе и сердце непременно возникнет то чувство, а лучше сказать, пробудится та фундаментальная духовная потребность, которая выражена в богослужебном песнопении «Жизнодавец! Открой мне двери покаяния».
Но об этом – покаянии… позже.
2 минуты
28 февраля 2024