Найти тему

Минэкономики не поддержало запрет на работу «недружественных» коллекторов


Минэкономики выступило против запрета на работу «недружественных» коллекторов

Коллекторам, банкам и МФО, имеющим связи с недружественными странами, не стоит полностью запрещать собирать долги с россиян, считают в Минэкономразвития. Так ведомство отреагировало на претензии Минюста к «взыскателям-иностранцам»

Минэкономразвития выступило против введения запрета на работу с российскими должниками коллекторским агентствам, банкам и микрофинансовым организациям (МФО) со связями в недружественных странах. Это следует из отзыва министерства на проект президентского указа об ограничительных мерах для «недружественных» взыскателей, который в январе 2024 года разработал Минюст. Документ есть у РБК, представитель Минюста подтвердил получение такого отзыва на проект указа от Минэкономразвития.

Представитель Минэкономики не прокомментировал тезисы, изложенные в материалах для Минюста. «Компромиссное решение по данному нормативно-правовому акту может быть выработано в рамках согласительных процедур и с учетом позиций иных заинтересованных ведомств», — сказал он.

Почему Минюст против «недружественных» коллекторов
Как следует из проекта указа, он должен применяться как антисанкционная мера. Документ предполагает запрет на взыскание и совершение любых действий, направленных на возврат просроченной задолженности граждан для трех категорий юрлиц — профессиональных коллекторских организаций, банков и МФО, — если те имеют связи с недружественными России странами.

Речь идет о ситуациях, когда иностранцы выступают учредителями, собственниками или косвенно контролируют юрлицо, занимающееся взысканием, входят в совет директоров, правление. Указ потенциально распространяется на взыскателей, которые сменили недружественную юрисдикцию регистрации на иностранную, но дружественную после 1 марта 2022 года.

Проверять коллекторов, банки и МФО на наличие иностранных связей должна Федеральная служба судебных приставов (ФССП), которая в России ведет реестры и осуществляет надзор за взыскателями. В случае подписания президентом указ должен вступить в силу сразу же.

Как следует из пояснительной записки к проекту указа, на «коллекторов-иностранцев» приходится «значительный объем отрасли». Авторы документа указывают, что взыскатели добиваются получения просроченной задолженности во внесудебном порядке или через суд, используя «механизмы принудительного исполнения», то есть «эксплуатируют» судебных приставов. Этот канал может давать компаниям 80%, а в отдельных случаях и 100% дохода.

Таким образом, крупнейшие организации рынка коллекторских услуг с иностранным участием, «несмотря на санкционное давление», продолжают работать в России и «сохраняют возможность вывода полученных доходов», подчеркивает Минюст.

«Кроме того, в силу сложившейся ситуации взыскатели с иностранным участием на законных основаниях под предлогом возврата просроченной задолженности имеют возможность оказывать давление на граждан Российской Федерации, что крайне негативно влияет на наиболее незащищенные слои населения. Такая ситуация создает социальную напряженность, а также угрозу национальной и экономической безопасности Российской Федерации», — заключают авторы пояснительной записки к проекту указа.

Почему такой подход не поддержало Минэкономразвития
В отзыве Минэкономразвития приводится несколько доводов «неоднозначной обоснованности» проекта указа о запрете на работу «недружественных» коллекторов.

Ведомство обращает внимание, что в России уже действуют ограничения, а именно указы президента, на вывод средств за пределы страны для нерезидентов из недружественных стран. Кроме того, защиту интересов российских должников в общении с коллекторами регулирует профильный закон «О взыскании» (230-ФЗ). Если взыскатель его нарушает, это дает основание запретить его деятельность полностью или частично (например, отдельные виды взаимодействий с клиентами).
3 минуты