Найти в Дзене
106,1 тыс подписчиков

Февральская революция для многих стала неожиданной. С другой стороны, существует немало свидетельств и о том, что современники ощущали «приближение бури». Но знаете, тут как всегда: можно догадаться, к чему дело идет, но попробуй назови точную дату. И, самое главное, попробуй установить ход и масштабы событий.


Скажем, я года с 2015-го был убежден в том, что известные события февраля 2022-го — вполне допустимы и могут произойти в «обозримом будущем». Но, скажем, в 2020-м году мне казалось, что если подобное и произойдет, то уже после 2024 года. Только в декабре 2021 года стало понятно, что нет, событие начнется раньше.

Вот и с Февральской революцией у многих похожие впечатления остались. Скажем, многие монархисты в 1916 году писали о том, что Революция — неизбежна, но произойдет она в «ближайшие годы», а не месяцы. И та легкость, с которой пала трехсотлетняя династия Романовых многих шокировала в итоге. Но оно и неудивительно:

«...мы ожидали революцию, но ожидали ее снизу, а не сверху, от революционной демократии и фабричных, а не от дворцовой аристократии и генерал-адъютантов, от недостаточных и обездоленных, а не от пресыщенных и с жиру взбесившихся...» (с) монархист Н. Е. Марков.

На мой взгляд, немножко утрировано: как будто бы в 1917 году революционная демократия и фабричные «молчали». Но суть в том, что да, с одной стороны — вертикаль власти оказалась растерянной и бесхребетной (а бездари во власти порой опаснее намеренных предателей). С другой стороны — к Революции примкнули фактически и многие аристократы, и командующие фронтами (пускай из лучших побуждений и под давлением обстоятельств), и даже члены императорской фамилии. Видимо, этот поворот обескуражил правых.
Февральская революция для многих стала неожиданной. С другой стороны, существует немало свидетельств и о том, что современники ощущали «приближение бури».
1 минута
778 читали