Найти в Дзене

Пьер Огюст Ренуар. Танцы.


Я не часто пишу о самых известных и признанных художниках. Мне кажется, что рассказывать о тех, чьи истории и так у всех на слуху, нет смысла. Их творчество разобрано до мельчайших подробностей, статьи о них регулярно печатаются, картины используются в рекламных буклетах, и всё их творчество знакомо и понятно. Поэтому у меня нет никакого исследовательского азарта к написанию таких заметок, ведь мне кажется, что читатели так же, как и я, всё давно знают.

Но иногда я делаю исключения, особенно когда дело касается моих самых любимых художников. Вот и сегодня захотелось написать о великолепной трилогии Пьера Огюста Ренуара, посвященной танцу. Однажды, забирая свой заказ в печатной мастерской, я увидела три эти полотна, стоящие рядом, они были напечатаны размером в человеческий рост, и с тех пор меня не оставляет мысль оформить так свою гостиную.

Итак, картин было три – “Танец в городе”, “Танец в Буживале” и “Танец в деревне”. На каждой из них партнеры кружатся в плену танца, из которого мы видим только миг, но если мысленно представить рядом три эти работы, то получится почти полный оборот движения танцующих пар.

Первой в танцевальной серии появилась картина “Танец в Буживале”. Она немного больше по формату двух других, потому что поздние картины были задуманы как пара, а первая создавалась отдельно. Картина написана в предместье Парижа, в излюбленном месте отдыха парижской богемы XIX века. Буживаль – это красивые виды, кафе и танцы на свежем воздухе. Сюда приходили, чтобы посидеть с друзьями в уютном кафе, подышать свежим воздухом под сенью деревьев, завести новые знакомства. Буживаль, с его невероятно красивыми пейзажами притягивал к себе многих живописцев, обожающих работать на пленэре. В то время его называли колыбелью импрессионизма.

Картина “Танец в Буживале” отличается от двух других полотен особенной легкостью и воздушностью. Танцующая пара изображена на фоне людей, сидящих за столиком открытого летнего кафе, но зрительский взгляд почти не задерживается на них. Удивительным образом, размыв фон с посетителями, Ренуар добился такого желанного для всех импрессионистов эффекта движения, ощущения танцевального вихря. Вся сцена залита ярким солнечным светом, создающим ощущение праздника.

Танец в Буживале считается весенней картиной. Кстати, у этого полотна есть уменьшенная авторская копия, которую художник написал специально для Сюзанны Валадон. Работа почти полностью повторяет оригинал, но в ней более тщательно выписано лицо юной танцовщицы – так, что не остаётся никаких сомнений: на картине изображена Сюзанна.
Кстати, об этой неординарной женщине я уже написала несколько заметок.

Картины “Танец в городе” и “Танец в деревне” были написаны по заказу для гостиной Дюрана-Рюэля, у которого к тому моменту уже было полотно с танцами “Бал в Мулен де ля Галетт”. Эти два полотна критики любили сопоставлять как картины нравов: горожане танцуют, стараясь соответствовать светским обязанностям, а в деревне начинают танец, забыв про остывающий ужин. Хотя для художника это было скорее противопоставление настроений и даже темпераментов. Представляя эти работы на выставку, Ренуар назвал их “Зима” и “Лето”.

Самым чувственным и наполненным эмоциями в танцевальной трилогии является полотно “Танец в деревне”. Картина отличается от остальных возможностью в полной мере рассматривать лицо танцующей девушки – красивое и счастливое. Щеки ее разрумянились, глаза блестят, чувственные алые губы растянулись в улыбке. Всё говорит о том, что она испытывает настоящее удовольствие от танца со своим кавалером. В отличие от других работ трилогии совершенно точно известно кто стал моделями для этой картины – Поль Лот, близкий друг Ренуара, искатель приключений, журналист и писатель, и Алина Шариго, модель, возлюбленная Ренуара, его будущая жена.

Для картины “Танец в городе” снова позировала красавица Сюзаннна Валадон. В этом вальсе уже нет той раскованности движения и свежести чувств, как в деревенском. Движения партнеров сдержаны, хотя и отточены до блеска. Настоящие светские люди, искусные и в танце, и в разговоре.
3 минуты