10,6 тыс подписчиков
Подростки в колониях чувствуют себя менее одинокими, чем сверстники на воле
Психологи опросили почти 1 тыс. российских подростков, в том числе учащихся школ и воспитанников колоний для несовершеннолетних, и выявили у последних меньше признаков остракизации, выражающейся в чувстве одиночества и отвержения со стороны общества. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе вуза.
Ученые Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) и Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (СГУ) провели опрос 995 подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Половина из них - воспитанники колоний для несовершеннолетних и учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, расположенных в разных регионах страны. Вторую группу составили учащиеся российских школ, колледжей и техникумов.
"Оказалось, что подростки из числа учащихся российских школ и техникумов, находящиеся в сравнении с другой группой в полном принятии общества, чаще ощущают себя игнорируемыми, исключаемыми и отвергаемыми, чем их сверстники, которые де-факто несвободны", - уточнили в пресс-службе вуза.
Авторы проанализировали то, как дети сами оценивают свой уровень включенности в общество и степень ощущаемого одиночества. Согласно исследованию, воспитанники закрытых учреждений получали в среднем на 6,24 балла больше по шкале "Стремление к принятию" и на 8,5 балла меньше в категории "Страх отвержения". Такие дети были более ориентированы на общение с людьми и получение от этого положительных эмоций, меньше боялись быть отвергнутыми, поясняют психологи МГППУ.
"Полученные данные <…> [говорят о том, что], сегодня в системе "закрытых" организаций созданы такие условия, в которых находящиеся там подростки включены в социальное взаимодействие внутри них. Более того, такие подростки не испытывают крайней степени одиночества, они серьезно задумываются о смысле жизни, у них выше уровень самооценки", - уточнила доцент кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ Екатерина Бойкина, чьи слова приводит пресс-служба университета.
Тревожный портрет
Результаты опроса учащихся обычных школ и техникумов "рисуют тревожный портрет", отметила ученый. Среди причин того, что такие дети чувствуют себя более одинокими и изолированными от общества, она назвала все большую погруженность молодых людей в интернет-пространство, а также влияние пандемии коронавирусной инфекции и общий рост неопределенности в обществе.
"Если говорить о мерах, которые смогли бы вернуть нашим "атомизированным" детям их безопасное ощущение включенности в социум, поднять их самооценку, дать им возможность смело смотреть в будущее, то здесь, нужен комплексный подход. <…> В первую очередь, важна работа в кругу семьи: общение родителей с детьми должно включать общие дискурсы, поддержание семейных традиций. Также необходимо привить детям культуру обращения за помощью к старшим, которая сегодня развита недостаточно. Такой навык позволяет сократить частоту кризисных ситуаций, в которых подросток остается один на один со своими переживаниями", - заключила Бойкина.
Выводы авторов опубликованы в журнале "Вестник практической психологии образования".
Фото:© Петр Ковалев/ТАСС
2 минуты
14 февраля 2024