104,4 тыс подписчиков
«26 октября Врангель признал равноправие украинского языка с русским в государственных и частных школах. Идя на уступки украинскому национальному движению, Врангель пытался подтолкнуть украинское лобби в Крыму на большую поддержку его режима...» (с) В. А. Крупина. Украина в программе государственного строительства П. Н. Врангеля.
В общем-то, немудрено: белогвардейцы всеми силами пытались как-то удержаться в Крыму. После того, как завершилась Советско-польская война, шансы у белых испарились окончательно. Но они надеялись использовать казачье и малоросское повстанчество в своих целях, заигрывали с крымскими татарами и местными «украинствующими».
П. Н. Врангель в 1920 году фактически пошел по пути федерализации России, признав, что в потенциальной «России будущего» регионы будут обладать широчайшими полномочиями (но некоторым и этого было мало). Казакам «черный барон» обещал «полную независимость в их внутреннем устройстве и управлении». Главком «последних белых» был вынужден договариваться и с петлюровцами, признавая их существование де-факто (чего не делал А. И. Деникин). А ещё был эмигрантский Украинский национальный комитет (менее радикальный, че), с которым П. Н. Врангель тоже договаривался.
Петлюровцы, впрочем, Врангелю не шибко верили, а сами зависели от поляков. Польша, следуя концепции «прометеизма», ещё долго будет использовать украинских эмигрантов против советской стороны (при этом, «у себя» поляки будут давить национальные движения и проводить то самое «ополячивание»). Потом эти эмигранты перейдут «по наследству» к нацистам.
Это я к тому, что к 1920 году «украинизацию» как некий «бренд» пытались использовать вообще все подряд.
1 минута
14 февраля 2024
1420 читали