94 подписчика
Ваня (в кучерском армячке):
«Папаша! кто строил эту дорогу?»
Папаша (в пальто на красной подкладке):
«Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!»
Разговор в вагоне 13 февраля 1842 года Николай I подписал указ о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Министры двора считали, что связать две столицы железной дорогой слишком дорого из-за неровности ландшафта. Тем не менее, чугунка была построена, и 650 километров рельс проложено идеально прямо.
Исключение составили два небольших изгиба. По легенде, конструкторы воспроизвели их, следуя в точности начертанной Николаем I на карте линии. Когда император чертил будущую дорогу по линейке, карандаш, наткнувшись на его палец, сделал изгиб. Курировал строительство магистрали между Санкт-Петербургом и Москвой Петр Андреевич Клейнмихель. О железнодорожном деле он не имел ни малейшего понятия (как, впрочем, и многие другие российские чиновники). Достаточно сказать, что первое время он был уверен, что тендер «парохода» (так тогда называли паровозы) – это небольшое судно, необходимое в том случае, если поезд каким-то образом попадет в воду. Мало того, Клейнмихель пообещал закончить строительство к 1851 году, чтобы император смог поехать на поезде в Москву на 25-летие своей коронации. Слышавший разговор Клейнмихеля с императором инженер П. П. Мельников, будущий министр путей сообщений, пришел в ужас и заявил, что срок нереален – и услышал жесткий и категоричный ответ: «Это должно быть и будет!» . На строительство выписали заморские паровые экскаваторы. Но выяснилось, что русский мужик обходится дешевле и работает быстрее. В результате, дорога была построена в срок. Первый поезд из Петербурга отправился в 11 часов 15 минут и прибыл в Москву на следующий день в 9 часов утра. В пути он находился 21 час 45 минут, его средняя скорость составила 29,6 км/ч. Кстати, с удовольствием читал "Железную дорогу" Некрасова. Возрождение
1 минута
13 февраля 2024