228 подписчиков
Бидермейер. Карл Шпицвег, простодушные истории.
Что вы знаете о бидермейере? Этот стиль долго числился в истории искусств и в глазах просвещенной публики второсортным – бюргерским, вторичным, ограниченным, даже синонимом дурновкусия. И только относительно недавно он вдруг обратил на себя внимание серьезных музеев, переставших стесняться делать выставки из портретов перекормленных детишек, волооких барышень и благородных отцов, выписанных самым аккуратным образом.
⠀
Помню, лет пятнадцать назад в Пушкинском музее была выставка лучших образцов живописи венского бидермейера. На ней были представлены картины из собрания князя Лихтенштейнского, чьи предки составили внушительную коллекцию художественных ценностей и особенно чтили стиль, воспевающий семейные ценности, общие для монархов и простолюдинов.
⠀
Да, бидермейер не родил ни гениев, ни титанов, зато мастеровитых живописцев, прилежных акварелистов и вдохновенных пейзажистов поставил в большом количестве. Можно относиться к этому стилю снисходительно, однако, что касается частных коллекционеров и неискушенной публики, то они доброе и понятное искусство бидермейера любили всегда.
⠀
После той выставки я здорово увлеклась работами немецкого художника Карла Шпицвега, вероятно проведя параллель между жанровой фотографией, которой я тогда активно занималась, и его живописными историями. Жанр всегда казался мне самым интересным и захватывающим видом фотографии, хотя бы потому что в нем есть сюжет. Жанр – это случайно выхваченные сцены повседневной жизни людей. Его смело можно назвать зеркалом мира. Отличительной чертой этого вида изобразительного искусства можно назвать теплоту интонаций, некую лиричность, мягкость. Мастерски сделанная жанровая сцена, в живописи ли, в фотографии ли, – это целый спектакль со своей драматургией.
⠀
Сегодня я решила показать вам картины Карла Шпицвега. художника, рисовальщика, иллюстратора, создававшего согретые теплым юмором сценки из жизни городских обывателей, войдя в историю как самый характерный и наиболее популярный представитель стиля бидермейер в живописи. Кстати, в переводе бидермейер означает стиль простодушного господина Мейера.
⠀
По таким картинам легко писать школьные сочинения. Например, о бедном поэте. Романтическая обстановка, в которой должны обитать музы: чердак, матрас на полу, старые книги, протекающая крыша, и под зонтиком, подвешенном в углу, несчастный влюбленный поэт в несуразном ночном колпаке сочиняет стихотворение о разбитом сердце. Здесь, в комнатушке, лишённой мебели, под дырявой крышей он свободен, как птицы в небе. Во времена Шпицвега очень популярна была тема юноши-поэта, полностью независимого от общества, чуждого каждодневным заботам и тяготам и живущего в прекрасном мире искусства.
⠀
Однако наш поэт уже стар. То, что подошло бы романтическому юноше, делает смешным человека почтенного возраста. Должно быть, труды не приносят поэту ни признания, ни денег. Может быть, потому что он бездарен, чего за всю свою жизнь так и не понял. А возможно, от стихов вообще не следует ожидать материальных выгод, а за право вести поэтический образ жизни, за право творить нужно непременно заплатить, пусть даже нищетой и комичным видом. Эта картина прославила художника на весь мир.
⠀
В 1989 году она была похищена из замка Шарлоттенбург в Берлине. До сих пор не известно, где она находится.
⠀
1. Бедный поэт, 1839
2. Воскресная прогулка
3. Вдовец
4. Друзья юности
5. Любовное письмо
6. Читающий газету в саду
7. Ловец бабочек
8. Книжный червь
9. Вечный жених
2 минуты
17 февраля 2024