Найти тему

Джон Сарджент «Гвоздика, лилия, лилия, роза».


Сегодня рассказ об одной из самых любимых моих картин - «Гвоздика, лилия, лилия, роза» Джона Сарджента. Первые минуты после заката волшебны. Уникальный свет, который удалось передать художнику, это удивительное время, когда всё в природе нежно и хрупко, производит на меня гипнотическое впечатление каждый раз, когда я вижу эту картину.

Идея написать сад в закатных сумерках и двух прелестных девочек с китайскими фонариками пришла Сардженту в августе 1885-го во время путешествия по Темзе, когда он увидел такие фонарики в одном из садов. Ему захотелось передать эффект сумерек - райский вид, которым нельзя не восторгаться. Последние минуты уходящего летнего дня – это время, еще все хорошо видно, но четких теней уже нет, контуры предметов еще не размытые, но уже очень мягкие и деликатные.

Для художника это был период «забвения», когда его уже даже не критиковали – его просто не замечали. Такая творческая невидимость подарила Сардженту определенную свободу – и в передвижениях, и в выборе сюжетов. Вдохновляясь идеями и принципами импрессионизма, художник решил рисовать только то, что видит, поэтому работа над картиной заняла очень много времени, ведь нужный свет можно поймать лишь в течение нескольких вечерних минут.

Первой моделью художника стала пятилетняя дочь его друга Френсиса Миллета, но для ребенка оказалось непосильным трудом изо дня в день стоять неподвижно в одной и той же позе, да еще и в парике. Поэтому девочку заменили Полли и Дороти – дочери художника-иллюстратора Фредерика Барнарда, тем более что у них были белокурые волосы. Работа над картиной длилась с августа до ноября, после чего Сардженту пришлось сделать длительный перерыв из-за неподходящей погоды. Но даже когда сильно похолодало, и розы на кустах увяли, художник продолжал писать, охотясь за драгоценным светом.

Удивительно и незабываемо состояние природы, когда всё вокруг начинает терять контуры и покрывается ореолом загадочности, светлые краски на этом фоне просто светятся, особенно выделяются легкие наряды сестер, пышные ветки крупных королевских лилий и зажигаемые девочками огромные фонарики из рисовой бумаги. Мастеру удалось передать особый вечерний свет, который немного приглушает природную яркость красок, однако не лишает их насыщенности и интенсивности цвета.

С наступлением осенних холодов Сарджент одевал девочек в белые свитера, которые доходили им до лодыжек, а сверху натягивал платья. Сам он укутывался, как исследователь Арктики. Розы постепенно отцвели, и их пришлось заменить искусственными цветами, которые прикрепляли к засохшим кустам. Ни для одной картины художник не делал столько набросков. Иногда он останавливал детей посреди игры криком: «Замрите! Остановитесь! Мне нужно сделать набросок». И убегал, оставляя девочек неподвижными, в ожидании, когда он вернется с мольбертом, холстом и красками.

Картина кажется очень легким изображением, сделанным буквально за минуту. В девочках поражает естественность их поз и выражений лица, словно художнику удалось запечатлеть стремительно уходящее мгновение их жизни. На эту легкость восприятия Сарджент потратил долгие месяцы, постоянно пытаясь ухватить момент между исчезновением солнечного света и наступлением сумерек.

Кстати, название работы «Гвоздика, лилия, лилия, роза» было взято художником из популярной тогда романтической песенки «Пастух сказал мне». Сарджент и его окружение часто пели её вокруг рояля. У картины есть и второе название – “Китайские фонарики”.
Джон Сарджент «Гвоздика, лилия, лилия, роза».  Сегодня рассказ об одной из самых любимых моих картин - «Гвоздика, лилия, лилия, роза» Джона Сарджента. Первые минуты после заката волшебны.
2 минуты