Найти тему
239 подписчиков

Всё это написано было по воспоминаниям о фильме. Кино - оно и есть кино, причем снятое в конкретное время, детектив, который должен стать хитом. Поэтому Жеглова 25 лет отроду в кино играет мегапопулярный Высоцкий, изрядно постарше литературного прототипа, а Шарапов - это же Корчагин (это потом он стал просто артист Конкин, а тогда - Корчагин). Хитовый приключенческий фильм получился, но он сильно по мотивам. Фабула та же, а вот сюжет да и сами герои... И дело не в том, что Шарапов воевал и в разведроте, и командование штрафной ротой упоминается. Глубже. В книге четко акцентируется - до войны с разгулом преступности покончили, порядок навели. И "Черная кошка" с Фоксом и Горбатым, да и Маньки, и сплошь заполненная притонами и сбытчиками краденного Марьина роща - это всё военное наследие, как и Жеглов, и послевоенный МУР, где взяты обязательства достичь минимального семилетнего образования для всех сотрудников (Пасюк корпит над программой шестого класса с перспективой выпасть в пятый). Это перелом, когда война кончилась, и надо со всем этим кончать. И с Фоксом, и с Жегловым. И у Вайнеров "Эра милосердия" - это такой приквел, написанный хронологически после того, как в серии про сыщика Тихонова неоднократно фигурирует его наставник и начальник легендарный Шарапов. Шарапов, который настаивает, что вора-рецидивиста Батона ("Гонки по вертикали"), если нет прямых улик, надо отпускать, хотя и точно известно, что чемодан он украл, и чемодан вот он, и на свободе Батон еще накуролесит, и все равно сядет, но сейчас нет правовых оснований, значит - извиниться и отпустить. И выпущенный Батон совершает кражи, а в конце тяжело ранит Тихонова, чуть не убивает выстрелом в упор. Но все равно надо по закону. И остатки Марьиной рощи всплывают у Вайнеров, где и не осталось уже послевоенных бараков и притонов. Жеглов очень проходной и, по сути, отрицательный персонаж у Вайнеров, а Шарапов куда как глубже, это именно фронтовик, вернувшийся с войны, с Победой, и не понимающий, как оно здесь вот так всё неправильно. Это о том, как жил тыл, пока война шла. Это про разруху, про людей, и про то, как начинали отстраивать мир после Победы. Кстати, у Вайнеров и дальше сплошь эхо войны в их книгах, которые по жанру распределены в детективы.

Колонка Старого
21 октября 2023
"Вор должен сидеть в тюрьме", - путаница в терминологии
Чуть ли не главный принципиальный вопрос фильма выскребли из сцены с подкинутым кошельком и знаменитой фразы "Вор должен сидеть в тюрьме". Вот только конфликт Шарапов-Жиглов в этом конкретном случае, на мой взгляд, проистекает от недопонимания и путаницы терминологий. Они говорили о разном. Что видит нормальный гражданский человек и увидел Шарапов в ситуации с Кирпичём? Гражданин СССР Сапрыкин совершает карманную кражу, преступление мелкое. Оформить задержание и изъятие по всем правилам не удаётся, и Жиглов подкидывает кошелёк, тем самым обеспечивая гражданину Сапрыкину срок заключения в местах...
1 минута