Найти тему
2903 подписчика

Уже при Константине Великом, этом pontifex maximus, "верховный жрец", "понтифик" (кстати, католические папы присвоили себе этот титул лишь в начале эпохи Возрождения), церковный клир не только освобождается от всех муниципальных налогов, но и принимается на содержание за счёт государственной казны. Ряд имперских законов создает предпосылки для привилегированного положения клира, а также кладёт начало юрисдикции епископов и росту их беспрецедентного влияния.

В этом смысле, показательно высказывание префекта Рима Претекстата, язычника по вере, адресованное папе Дамасу: "Сделайте меня римским епископом, и я стану христианином".
Император Константин, считая себя "епископом от внешних", не только собирает соборы и председательствует на них, но и вмешивается в догматические споры, руководит прениями, определяет окончательное решение (оставаясь при этом формально язычником, что никого из епископов не смущает). Церковь, подчёркивает свою политическую лояльность к империи и императору. На соборе в Арле в 315 г., запрещает христианам дезертировать из армии под страхом церковного отлучения.
В IV в. исчезают последние демократические начала свойственные ранней Церкви. На Лаодикийский соборе (363-364гг.), рядовые верующие были отстранены от епископских выборов. Теперь кандидатов выдвигала городская знать и духовенство, а назначал митрополит.
Не будем забывать об огромном влиянии, которое оказал Дионисий Ареопагит на цементирование представлений о мироздании как о жёстко-структурированной иерархии с Богом-Троицей во главе (у Оригена иерархия является следствием грехопадения). Для Дионисия – это нерушимый и вечный принцип. Божественный порядок. Иерархия столь же вечна, как вечен мир. Три "триады" – девять ангельских чинов небесной иерархии и две "триады" церковной иерархии, являются органичной системой посредований. Каждый из чинов, участвующий в Божественной жизни и поднимающийся по иерархической лестнице, получает для этого возможность от вышестоящего чина. Духовная основы бюрократии?
В экклезиологии это епископ - священник – дьякон, а также монах (ангельский чин). Было время, когда монашеский постриг считался одним из таинств Церкви, мирянин – катехумен (оглашенный, грешник). Одним словом, вечная и незыблемая земная иерархия.
Сегодня, эта модель за церковной оградой уже не работает.
А что работает?
Уже при Константине Великом, этом pontifex maximus, "верховный жрец", "понтифик" (кстати, католические папы присвоили себе этот титул лишь в начале эпохи Возрождения), церковный клир не только...
1 минута