Найти тему
25,1 тыс подписчиков

На днях взялся перечитывать Гроссмана "За правое дело". Если не знаете, это первая часть его дилогии "Сталинград". Вторая книга — "Жизнь и судьба" — не в пример гораздо более знаменита. В первую очередь, благодаря своему антисталинскому и антитоталитарному посылу. В свое время книга была даже "арестована" КГБ. Из-за ее мега-популярности я по молодости и прочел дилогию задом-наперед. Причем первую часть читал рвано, как какое-то неподъемное "совковое" баснописание. Благо, что "За правое дело" писалась при жизни Сталина (то есть во времена расстрельной архицензуры). Лишь во втором перечитывании я в полной мере оценил ее мощь. Вернее, думал так. Перечитывая в третий раз (спустя лет 10-12), понимаю, что на самом деле я ничего не понимал. За вычитом некоторых сталинско-лозунговых диалогов и ходульных персонажей, которые запросто можно игнорировать, книга написана безумно хорошо. Даже как-то "вкусно". Образы, которые в самых неожиданных местах видит Гроссман, потрясающи. Вот, например, отрывок сцены, как Гитлер и Муссолини выходят после переговоров в Зальцбурге в 1942 г, когда было принято решение наступать на Сталинград:


«...После окончания беседы Гитлер вышел следом за Муссолини из кабинета и проводил его через приемный зал. Быстрым, ревнивым взором Муссолини оглядывал немецких часовых. Казалось, их мундиры и плечи были отлиты из стали, лишь в глазах было выражение исступленного напряжения, когда мимо них проходил фюрер. В этой монотонной серой окраске солдатского мундира и гитлеровского френча, близкой по тону борту линкора и железу сухопутной войны, было нечто превосходящее пышную окраску итальянской военной формы, нечто выражавшее силу германской армии. Неужели вот этот самоуверенный главнокомандующий восемь лет назад, во время первой их встречи, в белом дождевике, черной мятой шляпе и рыжих ботинках, похожий на провинциального актера либо живописца, вызывая смех и улыбки венецианской толпы, спотыкаясь шел на параде карабинеров и гвардии рядом с дуче, одетым в генеральский плащ, каску с высоким плюмажем и шитый серебром мундир римского генерала?
Дуче постоянно удивлялся успеху и власти Гитлера. Нечто иррациональное было в торжестве этого богемского психопата, и в глубине души Муссолини считал его успех курьезом и недоразумением мировой истории...»

Ну гениально же! Увидеть в цвете гитлеровского мундира тон "железа войны" — это гениально (я даже специально прикрепил ниже фото фюрера, само собой, не для восхваления ради). Как тонко видит Гроссман. И так по всей книге...
А вот как он подытоживает в книге самый крупный немецкий налет на Сталинград в августе 1942 года:

«...Известковая и кирпичная пыль густо поднялась в воздухе, туман встал над городом, пополз вниз по Волге.
Стало разгораться пламя пожаров, вызванных десятками тысяч зажигательных бомб… В дыму, пыли, огне, среди грохота, потрясавшего небо, воду и землю, погибал огромный город. Ужасна была эта картина, и все же ужаснее был меркнущий в смерти взгляд шестилетнего человека, задавленного железной балкой. Есть сила, которая может поднять из праха огромные города, но нет в мире силы, которая могла бы поднять легкие ресницы над глазами мертвого ребенка...»

Абсолютно потрясные по силе строки...

Да друзья. Что хочу сказать, не торопитесь сбрасывать со счетов даже самые древние советские книги!
На днях взялся перечитывать Гроссмана "За правое дело". Если не знаете, это первая часть его дилогии "Сталинград". Вторая книга — "Жизнь и судьба" — не в пример гораздо более знаменита.
2 минуты
231 читали