725 подписчиков
Новый вторник - новая "серия" воспоминаний о гимназии Карла Мая. #ШколаНаВасильевском
Но не только о предметах, близко соприкасающихся с географией разговаривал Карл Иванович со своими учениками: в старших классах, начиная с пятого, иногда он разговаривал с ними и о различных вопросах, связанных с заведованием училищем. Притом так просты и искренни были его речи, что и сами ученики разговаривали с ним о школьных и своих делах откровенно и просто, как дети с отцом или матерью. Обмануть его, ответить неправдой или даже недостаточно откровенно и искренне на поставленный им вопрос решались очень немногие. Поэтому он всегда отлично знал, как общее настроение своих учеников, их умственный и нравственный уровень, так равно и индивидуальные особенности каждого в отдельности. Сообразно с этими индивидуальными особенностями каждого он применял по отношению к отдельным ученикам и способы воздействия не всегда одинаковые: в тождественных случаях иногда одного наказывал, а другого нет, ограничиваясь выговором или замечанием и т.п. Несмотря на это, однако, никогда никому из учеников его и в голову не приходило, что Карл Иванович действует пристрастно или не совсем справедливо, чего нельзя сказать относительно всех других учителей. Так умелы были его действия по отношению к каждому отдельному ученику и так велика его искренность и светившееся во всем его существе расположение к каждому. Зная склонности и способности каждого, он в каждом поддерживал всякое похвальное и доброе стремленье и смотрел иногда сквозь пальцы на увлечение ученика одним предметом подчас даже в ущерб другим. Совершено справедливо он считал увлечение какими-либо занятиями и усердие к ним явлением достойным поощрения и поддержки, глубоко веруя, что некоторые недочеты по каким-либо отдельными предметам, вследствие увлечения занятиями другими предметами, при дальнейшем развитии этой любви к занятиям и труду непременно пополнятся, а неосторожная задержка такого усердия может привести ученика к апатичному отношению уже не к одним, а ко всем предметам и к развитию в нем лени.
Примеры таких действий, сообразованных с индивидуальными особенностями каждого ученика, были весьма многочисленны и некоторые из них были и будут указаны в настоящем очерке. Сделавшись одним из лучших его учеников по географии, я очень увлекался черчением карт и лепкой рельефных карт, употребляя на это иногда довольно много времени. Карл Иванович меня к тому поощрял и сделанные мною рельефные карты Франции и Альп были выставляемы на каких-то педагогических выставках <…>.
2 минуты
13 февраля 2024