Найти в Дзене
2465 подписчиков

Настольная книга об ужасах капитализма #история


Лето 1936 года. Калифорния. Молодой и пока малоизвестный американский писатель Джон Стейнбек собирает материал для серии статей под общим названием «Цыгане периода урожая».

Он видит, как тысячи работников приезжают в Калифорнию на уборку урожая, но большинство из них это не мигранты из соседней Мексики, а жители других штатов. Условия жизни работников так потрясло Стейнбека, что он даже проедет по маршруту мигрантов - по автомобильной дороге из Оклахомы в Калифорнию.

В 1939 году Стейнбек издаст книгу, которую напишет на основе материалов поездок в Калифорнию. Книга будет называться «Гроздья гнева». И она произвела эффект разорвавшейся бомбы.

До выхода книги американское общество считало, что переселенцы в Калифорнию это ленивые и безответственные работники. Но Стейнбек показал, что мигранты из Оклахомы - несчастные люди, которые из-за засухи и экономического кризиса оказались в ужасных условиях.

У меня нет таланта Стейнбека, чтобы в красках описать картину сезонных работ в Калифорнии 1930х годов, но если вы прочтете книгу, то она не оставит вас равнодушными.

Гроздья гнева быстро набрали популярность, и поделили читателей на два лагеря. Одни возмущались бездействием властей, другие же обвиняли Стейнбека в искажении реальности и пропаганде левых идей.

СМИ развернули широкую кампанию против романа и его автора. Газеты печатали письма «сезонников», которые опровергали все, о чем рассказывалось в романе. Вышло даже несколько брошюр описывающих райские условия, якобы созданные для работников в Калифорнии.

Но были свидетельства и другого порядка. Известный журналист Кэри Маквильямс вскоре издал свое произведение — «Фабрики на полях», в котором документально подтвердил описанные в романе Стейнбека подробности.

В результате за Стейнбека вступилась жена действующего президента — Элеонора Рузвельт. Она заявила, что роман произвел на нее «неизгладимое впечатление». И вскоре сам президент обратил внимание на проблему — в конце 1939 года сенатский комитет по вопросам образования и труда начал слушания о положении сезонных рабочих.

Через год Голливуд выпустил фильм по мотивам "Гроздьев гнева", и, что любопытно, его экранизация будто бы специально сделана так, чтобы смягчить обличительную силу книги. В фильме сцены того, как сгоняют фермеров с их земель в Оклахоме, были сняты в соответствии с текстом, а вот ужасы жизни гастарбайтеров в Калифорнии серьезно смягчены.

Эпизоды о жизни на фруктовых плантациях солнечного штата были выдержаны в духе сталинского соцреализма – счастливые и довольные поселяне и поселянки пышут счастьем и здоровьем и живут в комфортабельных лагерях, где созданы все условия для труда и отдыха.

Да и финал фильма существенно отличается от финала литературного произведения — согласно канонам голливудского кино того периода, кинолента заканчивается хэппи-эндом, в то время, как окончание сюжета самой книги остаётся открытым и крайне мрачным.

Фильм прошел по стране с оглушительным успехом и сгладил шокирующее впечатление от книги. На Стейнбека посыпались награды: в 1941 году он получил Пулицеровскую премию, а в 1962-м стал Нобелевским лауреатом.

P.S. В истории США это далеко не первый раз, когда художественное произведение изменило политику. О другом случае писал здесь: https://t.me/prostoecon/728

2 минуты