24 подписчика
Как прогнозировать показатели, по которым пока практически нет доступных данных?
#лонгрид
#статьи
На самом деле, прогнозирование показателей, для которых пока (практически) нет истории — задача очень важная и распространенная. Новые показатели, новые ценные бумаги на рынке, новые продукты, новое что угодно ещё. Обсуждаемая сегодня статья, на основе которой мы и поговорим об этой интересной задаче, сконцентрирована как раз на продажах новых продуктов.
Предлагаемая авторами методология очень проста, но достаточно интересна и легко реализуема:
1) Берем исторические данные по продажам других продуктов (той же компании или чужих продуктов из той же сферы)
2) Кластеризуем их (авторы кластеризуют ряды просто на основе их точек, хотя на самом деле методов кластеризации для временных рядов есть много, и зачастую они работают лучше)
3) Считаем среднюю динамику продаж по каждому кластеру
4) По первым нескольким точкам, доступным для нового продукта, относим его к одному из кластеров (к тому, у которого средняя динамика максимально похожа на динамику данного продукта)
5) Прогнозируем продажи нового продукта любой моделью, используя продажи других продуктов кластера в качестве объясняющих переменных.
В работе, если честно, хватает нюансов. К примеру, вынесенные в название статьи модели машинного обучения неожиданно (на самом деле нет, с учетом размера выборок) проигрывают простой ARIMAX.
Другой нюанс ещё забавнее: авторы для измерения ошибок используют в том числе MASE — отношение MAE (средней абсолютной ошибки) данной модели к MAE наивного прогноза — и по одной из двух изучаемых выборок лучшая модель (все еще ARIMAX)… Проигрывает наивному прогнозу!
Так что вопросы есть, но сама по себе идея методологии очень интересна — и стоит того, чтобы попробовать ее реализовать и протестировать при возникновении задачи такого рода. Особенно с учетом того, что стандартный подход для прогнозирования новых переменных на практике — это нередко просто «метод пристального взгляда». Это, кстати, далеко не худшее решение, когда это взгляд опытного и хорошо понимающего фактуру человека, но помочь ему точными цифрами и хорошими аналогиями никогда лишним не будет.
1 минута
7 февраля 2024