Найти тему
5104 подписчика

Экономия. Постоянная экономия на всем


Каждый выплаченный рубль - как укол зубной боли. Особенно дергает прием новых людей. Как сотрудник будет участвовать в зарабатывании? Он принесет вообще новые деньги? А если не принесет, то зачем его брать? Лучше же нанять тогда еще одного менеджера по продажам? Экономия - сложный режим. Если в нем жить годами, то образ мысли фаундера драматически искажается. Он привыкает мало тратить. И это - проблема. Сложно зарабатывать много, привыкнув тратить мало. Поговорим об этом.

Конечно, расчетливость в бизнесе важна. Некоторая прижимистость тоже объяснима. Когда стартуешь новое дело, да еще и на свои, поневоле учишься и торговаться, и схемы всякие выдумывать. В правовом поле, разумеется. Но вот что будет, если и дальше, когда дело пошло, оставаться в логике «потрачу поменьше»? Я видел такие истории:

1. Команда пионеров. Самый частый случай - экономия на опытных сотрудниках. Фаундер как нанимал юных и звонких за копейки, так и продолжает нанимать. Хорошо, когда у основателя есть менеджерский опыт и знания, и найм молодых - осознанная стратегия, как в Big-4. Чаще же не так. Фаундер не умеет выстраивать процессы, и работа в компании превращается в выдумывание велосипедов. Обычно такие компании останавливают рост и дальше постепенно скатываются вниз, усиливая по пути стремление фаундера еще больше экономить.

2. Рекламная атрофия. Экономия на рекламных бюджетах - особый фетиш. «У нас умный маркетинг, мы тщательно следим за CAC!». Это чудесно, но не когда компании пора расти. На этапе исследования рынка - пожалуйста. Но уже наисследовали. Уже понятно, как и куда бить. Понятны аудитории, креативы, производство продукта стоит под парами. Ребята, откручивайте! Ан нет. Мы так не умеем. Даже, скажу честно, боимся. Потратим лишний рубль - а вдруг нам влетит? Мы лучше по чуть-чуть тратить будем. Так привычнее.

3. Мистерия ошибок. В конечном счете в попытках сэкономить страдает ключевое - терпимость к ошибкам. Фактически, основное свойство бизнеса, ищущего рыночную нишу, — это умение быстро ошибаться. А если экономить, то толерантность к ошибкам снижается. Год за годом. В итоге наступает болотце. Когда те, кто остались, сидят с прижатыми ушками и не рыпаются, потому что любой эксперимент, скажем A/B-тест, гарантировано подарит одну ошибку. А значит - траты. А траты что? Верно. Неприемлемы.

Экономить надо. Поджимать косты надо. Оптимизировать нужно. Дело это техническое, на самом деле. Берешь цифры и делаешь выводы. Никакого творчества, сплошная бухгалтерия. А вот принимать решения куда тратить - вот где полет фантазии. Именно от этих решений зависит развитие бизнеса. Я часто пытаюсь эту мысль донести до своих mentee. Удается не всегда, конечно. Но зато, когда удается, тогда открывается новое качество бизнеса. Удовольствие от правильных затрат. Важная штука, друзья.

P.S. Можно сказать, что Волошин заглянул в душу бизнесменов и показал, как мы живём.
2 минуты