Найти тему
25,9 тыс подписчиков

Сегодня — день рождения летчика-аса Ивана Лойко. О том, как Лойко угнал самолет, чтобы вернуться на Родину, рассказывает канал «В Стране».


Иван Лойко влюбился в авиацию еще во время учебы в Минском реальном училище, после того как случайно попал на демонстрационные полеты известного аса Сергея Уточкина. На каникулах в деревне Иван все время проводил в мастерской — по печатавшимся в журналах схемам собирал свой планер.

После окончания Минского реального училища он поступил в Алексеевское военное училище, где готовили военных летчиков. Там Лойко отучился чуть больше года, а затем был отправлен на фронт.

На фронте Иван успешно применял новый для того времени тактический прием — бомбометание с пикирования. За три года он совершил около 500 боевых вылетов, провел более 100 воздушных боев, в которых сбил десять самолетов противника.

В Российской императорской армии за несколько лет Лойко сделал неплохую карьеру. Однако она резко оборвалась: в начале 1919 года летчик оказался в рядах Белого движения, а затем стал эмигрантом.

Но душа пилота постоянно рвалась на Родину. С другим летчиком-эмигрантом — Павлом Кочаном, с которым Лойко сдружился в Сербии, — они сговорились при первой возможности угнать самолет и вернуться на Родину. И этот план был осуществлен: пока их сослуживцы завтракали, самолет с двумя беглецами на борту взял курс на восток.

Поднявшись на высоту 4000 м, пилоты потеряли ориентировку — облака сгустились и закрыли землю. К самому концу пути забарахлили моторы — заканчивался бензин, пришлось срочно садиться. Беглецы продолжили идти к цели пешком по лесным стежкам, сторонясь деревень, но все же были замечены румынскими солдатами.

Румынская тайная полиция два месяца расследовала дело пилотов, и в конце концов их депортировали в СССР. Здесь Лойко занялся своим любимым делом — моделированием и строительством планеров.
Сегодня — день рождения летчика-аса Ивана Лойко. О том, как Лойко угнал самолет, чтобы вернуться на Родину, рассказывает канал «В Стране».
1 минута