17 подписчиков
Год назад я начала преподавать гибкие навыки детям.
Эмпатия - тема, с которой начался мой новый опыт. Как я волновалась тогда, перед первыми занятиями, ведь мне надо было научить детей инструментам, с помощью которых можно понимать себя и других, справляться со сложностями.
За плечами был опыт консультирования и материнства, который помог. Знание, что присоединяться к чувствам другого можно только на его опыте, когда ты неравнодушна к его переживаниям. Не вопросом, не каким-то допытыванием: «Что ты сейчас чувствуешь?». Ведь часто человек как раз и не понимает, что чувствует, вот здесь начинается обучение.
И научить можно каждого, кто хочет. Называя чувства и состояния человека, кратко комментируя то, что вижу, сверяясь и оставляя некий люфт, если вдруг не попала. Когда вы примеряете на себя состояние и понимаете, то ли со мной происходит сейчас или нет?
Второй момент - это честность. Быть наставником и обучать невозможно, если пытаешься что-то из себя изобразить. Дети слышат не только слова. В нас с самого рождения заложена способность различать эмоции по интонации, мимике, жестам. Иначе мы бы не выжили. Так что это встроена в нас с рождения. Но жизненные события, окружение иногда делают так, что настройки сбиваются. Чтобы работать с настройками человека, важно, чтобы твои были в порядке. По сути, работаешь с собой постоянно. Как только отловила что-то во время занятий, идешь и разбираешь, подтягиваешь и тренируешь тот или иной навык. Свой прежде всего.
Во время занятий нужно быть живой, заботиться о себе и приходить на группу в ресурсном состоянии. Слышать себя и каждого ребенка.
Знаете, дети как никто чувствуют напряжение. А оно появляется из ожиданий наставника. научить тому, к чему, может быть, ученик еще не готов. Или пытаться создать некую идеальную среду в группе. Отлавливать такие вот моменты важно.
Эмпатии невозможно научить, ей можно научиться. В процессе, когда ты сама вникаешь в другого человека, чтобы увидеть, как он откликается. Обучение - это процесс. Можно сколько угодно говорить ребенку о том, что это такое - не сработает! Объяснять, как это делать - и снова мимо! А вот начать делать это в отношении его - да.
По крайней мере, я делаю именно так на занятиях. Радуюсь, когда ребята вовлекаются в процессе и им становится интересно. Помимо заданий, мы разбираем и случаи из их жизни. Так начинается практическое применение навыка. Сначала в безопасном пространстве, в группе, потом с близкими и друзьями, там, где не осудят, не дадут какой-то нелепой оценки, примут и поддержат. А затем человек может попробовать его применять в более широком кругу. Пишу здесь человек, потому как этот способ работает как для детей, так и для взрослых.
2 минуты
6 февраля 2024