2,47 млн подписчиков
Бомбардировка Зонгулдака. День, когда русские придумали корабельную авиацию.
6 февраля 1916 года гидроаэропланы Черноморского флота произвели первый в мире бомбовый налёт на вражеский порт. А к месту вылета их доставили авианесущие корабли.
Когда наши авиаторы заходили в ту атаку, они меньше всего думали о том, что сейчас рождается новая стратегия морской войны. Летчикам надо было затруднить, а лучше совсем прервать доставку угля Турции.
Самый первый вылет, открывший историю морской авиации, совершил лейтенант русского флота Станислав Дорожинский в Севастополе в 1910 году. Через месяц в Севастополе была открыта школа военных авиаторов. А в 1912 году первые гидроаэропланы Черноморского флота положили «начало организации авиационного дела в морском ведомстве».
К лету 1915 года Черноморский флот принял в свой состав два авианесущих корабля: «Император Александр I» и «Император Николай I». Каждый из них мог принять на борт 6—7 аэропланов.
Накопленный опыт, новые самолёты и адекватная организация позволили планировать налет на порт Зонгулдак, снабжавший углём турецкую промышленность и флот. Цель — снизить активность турецкого флота во время операции союзников в Дарданеллах.
Обстрелы с кораблей ожидаемого эффекта не давали из-за гористой местности и высокого мола. И тогда командование решило применить авиацию.
Первым в 10:27 взлетел лейтенант Эссен на «аппарате № 37» и взял курс на Зонгулдак. Всего в налёте участвовало 9 аэропланов. В общей же сложности вылет длился около часа.
Потерь не было, все экипажи успешно вернулись на борт своих «Императоров».
Впечатленное успешными действиями морской авиации и бомбардировкой Зонгулдака командование Черноморского флота в 1916 году сформировало дивизион корабельной авиации, куда вошли 4 авианесущих корабля: «Император Александр I», «Император Николай I», «Алмаз» и «Румыния», а также 4 воздушных отряда по 8 гидроаэропланов в каждом.
1 минута
6 февраля 2024
3204 читали