8749 подписчиков
Ровно 20 лет назад состоялась отечественная премьера «Последнего самурая»
Тогда фильм стал кассовым хитом, очередной победной зарубкой в до поры образцовой фильмографии Тома Круза – Эдвард Цвик, голливудский милитарист с твёрдой ремесленной рукой, сумел удивить мир и прыгнул выше головы: можно было осуждать кино за клюкву, но мало кто мог сопротивляться его энергичной, как бы постоянно поддерживающей зрителя в тонусе, режиссуре.
Формула «свой среди чужих, чужой среди своих» уже была с успехом обкатана в коммерческом кинематографе, но до «Аватара» практически никто не решался наполнить её столь явно считываемым антиамериканским пафосом. Это был не просто почтительный взгляд чужеземца на Восток, но сознательная попытка раствориться, ассимилироваться в совершенно иной, контекстно-ориентированной культуре.
Но если отвлечься от политики, Цвик снимал прежде всего о борьбе долга и чувств, рационального и идеалистического начал: всё благодаря тому, что Япония представлена здесь не менее экзотической натурой, чем Пандора, а сам Круз выступает в роли пришельца для обоих из сторон – исход подобного конфликта, со всеми ключевыми этапами развития, очевиден, но прописан настолько плотно, что не позволяет выдохнуться его эпическому, надмирному измерению.
«Последний самурай» получил четыре номинации на «Оскар» (включая мужскую роль второго плана для блистательного Ватанабе), так и не выиграв ни в одной из них – но сейчас смотрится как новая голливудская классика, большое зрительское кино, не стесняющееся задавать целевой аудитории не самые комфортные для восприятия вопросы; в наше время таких исторических блокбастеров всерьёз не хватает.
#Разбор
1 минута
5 февраля 2024