73 подписчика
🛠 1 февраля топ-менеджеры «Эксперт РА» приняли участие в деловом завтраке Столыпинского клуба. Темой встречи стало малое и среднее предпринимательство (МСП).
Подавляющее большинство (более 95%) участников Столыпинского клуба «МСП: Инициатива ненаказуема» уверены, что МСП может и должен играть более высокую роль в экономике страны.
🚩 На долю продукции МСП в ВВП России приходится 21%. Однако на фоне роста числа ИП и самозанятых сокращается количество юрлиц и их работников.
Заместитель гендиректора – директор по рейтинговой деятельности «Эксперт РА» Александр Сараев: «Помимо слабого роста доли МСП в ВВП, важным является еще и то, что внутри сегмента МСП компании практически не растут. Не происходит значимого перехода из микро в малый или из малого в средний бизнес. 95% субъектом МСП это по-прежнему микробизнес. Кроме того, он сконцентрирован преимущественно на торговле».
При этом растут расходы МСП на рекламу (влияние маркетплейсов), виден серьезный рост и числа, и оборотов в ИТ, онлайн-торговле, производстве одежды.
📈 Для построения эффективной стратегии развития сектора необходимо прийти к пониманию: МСП – это проводник инноваций и локомотив расширения среднего класса или просто обслуживающий сектор экономики? Это стало главным направлением дискуссии.
✔️ Идеи по стратегии развития сектора от участников делового завтрака:
• создание для МСП двух режимов («акселерации и реанимации»)
• создание специального режима развития для семейного бизнеса
• внедрение биржевых инструментов для технологических МСП,
• формирование специальных регламентированных ниш для МСП, чтобы их не «съели» государственные мегаконкуренты.
✔️ Идеи и размышления Александра Сараева:
«Что нужно чтобы компании внутри сегмента росли и развивалась не только торговля но, компании специализирующиеся на технологиях и производстве? Нужно доступное финансирование.
Несмотря на обилие льготных программ и их позитивный эффект, они внесли определенный дисбаланс и изменили структуру кредитования МСП. В 2013 году доля региональных банков в кредитовании компаний составляла 8%, сейчас она снизилась до 2,5%. Одной из причин такого снижения роли региональных банков являются льготные программы, большая часть лимитов по которым распределялась по федеральным банкам. В результате сейчас банки из числа топ-30 по активам формируют более 85% всех кредитов, предоставляемых субъектам МСП (хотя 10 лет назад их доля не превышала 50%). При этом федеральные банки финансируют, прежде всего, либо микропредприятия на небольшую сумму, определяемую по скорингу, либо уже достаточно состоявшийся средний бизнес. Львиная доля малого бизнеса остается без финансирования, т.к. федеральным банкам нерентабельно проводить детальный андеррайтинг по небольшим чекам.
🚩 Сильной стороной региональных банков всегда была близость к локальным рынкам и более глубокое понимание специфики бизнеса малых предприятий, но на фоне ограниченных лимитов по льготным программам их ставки являются неконкурентоспособными по сравнению федеральными банками. Этот структурный сдвиг также создает угрозу и самим региональным банкам так как они теряют основную свою клиентскую базу.
Видится, что для расширения возможностей предприятий МСП получать финансирования нужно сместить фокус льготных программ на региональные банки, это создаст дополнительные возможности для небольших предприятий с интересными бизнес-планами претендовать на детальное изучение своего кейса и в конечном счете рассчитывать на предоставление финансирования».
#мнение
#МСП
2 минуты
5 февраля 2024