55 тыс подписчиков
Литературный критик Галина Юзефович после известных пранков в адрес Акунина – Веллера – Улицкой пишет:
«Наши запреты писателей принято соотносить с западной культурой отмены – дескать, вот у них Джоан Роулинг отменяют, а у нас вот Улицкую. Общество негодует. Культура отмены на Западе – кривой, косой, местами абсолютно уродливый механизм общественного контроля. Общество реально бойкотирует какие-то объекты по этическим соображениям – можно обсуждать, разумно это или нет, но это реакция именно общества. Наша "культура отмены" – механизм контроля властного, государственного, не имеющего никакого отношения к мнению общества».
Не хочется распыляться в сложносочинённом оппонировании известному критику, просто отметим скрытый для Галины Леонидовны факт – никаких серьёзных санкций от государства в адрес писателей, которые, пусть даже в приватных разговорах, заявили, что желают развала России и отдают часть гонораров в адрес ВСУ, практически не последовало.
Да, Акунина признали иноагентом, и некоторые книжные сети наложили на него бан.
Но его книги по-прежнему продаются, а статус иноагента – это смешное наказание, самая страшная кара которого – плашка-уведомление об иноагентстве перед каждым постом.
Веллер не пострадал никак. То есть вообще.
Улицкую же просто попросили ответить на вопрос, отдаёт ли она доходы в ВСУ или нет.
С некоторых книжных полок даже не сняли её книг, цитата:
«Издательство АСТ приостановило выплаты писательнице Людмиле Улицкой после ее заявления о переводе авторских отчислений на Украину. Заморозка продлится до тех пор, пока автор не объяснит, кому она переводит свои гонорары, объяснили в АСТ. Книжные сети "Читай-город" и "Республика" готовы приостановить продажу книг Улицкой, пишет Mash».
То есть они готовы – но не приостановили.
И мы заметим важное: всё это делает не государство.
Одна книжная сеть убрала книги Акунина и Улицкой.
Другая не убрала.
Всё просто.
Это как называется? Демократия или тоталитаризм?
Позиции государства – не крикливых депутатов с трибун, а именно государства – по этому вопросу как бы и нет.
При этом у общества, которое категорично отреагировало на заявления писателей Улицкой – Веллера, есть вопросы к такому государству: «Почему ты, государство, их не запрещаешь? Что это за малодушие и двуличие?»
Иногда бывает странно видеть в книжных магазинах книги тех, кто призывает к смерти твоих близких или всеми своими заявлениями расчеловечивает твоих друзей и кровожадно топчется по тому, что тебе дорого.
Но давайте сравним, как же поступают в таких случаях за рубежом, на Западе.
Мы по воле случая работаем с иностранными журналистами, которые дружат с Россией.
И в этой среде тоже есть занимательные примеры.
Так, голландка Соня с 2014 года активно «топит» за Россию, была в Одессе 2 мая, видела всё своими глазами, бывала на Донбассе, работала с российскими медиа, с 2022 года не может вернуться на свою родину, потому что там ей грозит уголовный срок за, как говорится в полицейском извещении, «поддержку режима», нашего то есть режима, российского.
Недавно у Сони умерла мать, которую она не смогла похоронить.
Как вам такие санкции?
Или французский журналист и адвокат Арно, которого также ждут преследования во Франции, где у него заблокированы все счета и возможности вести свою деятельность. Во Францию ему путь закрыт.
Таких примеров уйма.
Ну и возвращаясь к теме писателей.
Очевидно, в представлениях известного литкритика, как и большинства сбежавшей оппозиции, тоталитарное российское государство навязывает обществу запреты их любимых писателей, понуждает людей бросить читать Акунина – Улицкую – Веллера.
Но это не совсем так.
Это общество, услышав очередные откровения этих людей, кричит: «Дорогое государство, ну ты либо ватник надень, либо носок сними».
И государство по-прежнему ни туда ни сюда.
3 минуты
5 февраля