Найти тему

Улей. Знаменитая парижская резиденция художников “La ruche”.


На юго-западной окраине Парижа в районе Монпарнас было странное место, владел которым Альфред Буше. Ему принадлежало полгектара земли с выстроенной на нем трёхэтажной ротондой. Купил он это сооружение с распродажи известной Всемирной выставки 1900 года.

Сам Альфред Буше был скульптором, поэтому ему были хорошо знакомы сложности творческих людей на тернистом пути к признанию. К счастью, он был еще и известным меценатом, именно ему принадлежит идея соорудить жилой комплекс для бедных художников. Альфред Буше открыл в «Улье» ателье-студии и начал сдавать их начинающим художникам и литераторам за сущие копейки, за месячную плату равную двум обедам в дешевой забегаловке. Условия жизни были не идеальными, зато никого не выселяли за неуплату.

Это скромное общежитие стало символом истории искусства XX века. В его стенах, где нашли приют талантливые художники со всего мира, родился феномен «Парижская школа».  Улей стал домом для Леже, Модильяни, Шагала, Цадкина, Архипенко, Нюренберга, Штеренберга, Сутина, Костецкого и многих других известных людей искусства. Говорят, когда Сутин сошел на парижском вокзале с поезда, в руке у него был клочок бумаги с нацарапанными в качестве адреса двумя словами: "La Ruche, Paris".

Сходство этого уникального здания в виде шестигранной ротонды, где каждая ее сторона имеет большое окно, дающее много света, так необходимого для работы художника, с ульем станет еще более заметным, если учитывать насыщенную жизнь, плодотворную работу и количество жильцов этого необычного общежития.

В начале века «Улей» представлялся чем-то совсем инородным в своем окружении: островок искусства, каким-то чудом возникший на задворках Парижа. Кругом простирались обширные пустыри. Чуть подальше чадили трубы унылых фабрик. Улица Данциг, казалось, вела «в никуда», ничем определенным не кончаясь; осенью она утопала в грязи, а летом ее мостовая зарастала сорняком.

А в саду подле «Улья» в теплую погоду было все-таки хорошо, тихо, тенисто, и его обитатели иногда выходили сюда со своими мольбертами и глиной. Дорожки сада именовались не без юмора: «Аллея любви», «Аллея трех мушкетеров», «Аллея трона» — та, которая вела к дощатым уборным (юмор, надо сказать, здесь вообще ценился, чем хуже жилось, тем больше ценили юмор). Сад привлекал к себе особенно в жару, когда в мастерских можно было задохнуться. Зимой же в них царил адский холод.

Иногда, по вечерам жильцы собирались в импровизированной столовой, которую организовала в своей квартире русская художница Мария Васильева, жившая неподалеку. Она за символическую плату в 60 сантимов предлагала голодным соседям бульон, хлеб, чай, немного мяса.

Одни постояльцы” Улья” кутили, собирали шумные компании, другие вели уединенный, аскетический образ жизни. Большинство из них были эмигранты, некоторые спасались от гонений и репрессий, но всех их объединял дух творческой свободы. Это было сообщество нестандартно мыслящих людей, многие из которых стремились развивать уникальные подходы к живописи или скульптуре, переплетая в произведениях свое восприятие жизни, вековое культурное наследие и последние достижения современного искусства.

Коллективизм определялся здесь общей непризнанностью в официальных выставочных салонах и общим духом бунтарства, который в творчестве выражался, однако, по-разному. Но, может быть, больше всего жильцов «Улья» объединяла нищета. Между собой принято было делиться последней коркой. Сообща праздновали редкое появление покупателя в какой-нибудь из мастерских или еще более редкий, хотя бы скандальный, успех на выставке. Сообща отражали нашествие врагов — дюжих молодцов с соседних боен, являвшихся спьяну «бить художников». По ночам часто собирались в одной из каморок — попеть, поиграть на гитаре, поспорить. Споры эти тоже порой доходили до драки: трудно было примирить, например, кубистов с постимпрессионистами. Но обычно тут же мирились, и снова возникали складчины, появлялось дешевое вино, варилась «каша на всех».

На обложке Марк Шагал “Париж из окна”, картина, написанная в 1913, вероятно, в Улье.
3 минуты