1282 подписчика
«Мы читали Гофманову повесть "Повелитель блох". Различные впечатления быстро изменялись в каждом из нас, по мере того как Гофман, это дикое дитя фантазии, этот поэт-безумец, сам боявшийся привидений, им изобретенных, водил нас из страны чудесного в самый обыкновенный мир, из мира волшебства в немецкий погребок, шутил, смеялся над нашими ожиданиями, обманывал нас беспрерывно и наконец - скрылся, как мечта, изглаженная крепким утренним сном!»
С такой рекомендации русского романтика Николая Полевого, прочитанной в новелле «Блаженство безумия» (!!!), началось мое знакомство с Гофманом. Мне было 16, я и уже себя считал «поэтом-безумцем», и как тут не обратиться к творчеству автора, столь родственного по духу!
С тех пор Эрнст Теодор Амадей Гофман остается для меня одним из самых значимых и любимых писателей. Наверное, лучшей части меня все еще 16.
Меня сравнивали со Стивеном Кингом, Дэном Брауном, Патриком Зюскиндом, Родриго Кортесом, еще с кем-то, но никогда – с Гофманом. И это жаль и даже обидно немного, потому что и романтическое двоемирие с почти незаметной границей между безумием и реальностью, фантастическим и обыденным, и возможность двояких трактовок, и путь героя от сомнения до принятия необычайного, и система персонажей, и характерный иронично-вычурный стиль в Цепях, Молоте, Культе, ЕТВ – все это имеет бессознательные, но совершенно определенные истоки.
Посмотреть выпуск о романтизме и творчестве Гофмана можно вот здесь: «Как романтично!»
И лайфхак напоследок: если всё вместе как-то вдруг навалилось, и все как сговорились, и кажется, что этому конца не будет – прочтите вот эти строки:
«Вам следует помнить одно, мой принц: все, что здесь происходит, отнюдь не явь, а лишь каприччио, выдуманное от начала до конца; помните об этом, и тогда чуднЫе люди, бесчинствующие наверху, не доставят вам ни малейшего беспокойства».
Гофман, «Принцесса Брамбилла»
1 минута
15 февраля 2024