Найти в Дзене
15 подписчиков

🔥☝️🏻 Как говорил ветеран Великой Отечественной войны, председатель Совета ветеранов морской пехоты Черноморского Флота Василий Фёдорович Елисеев:


Из множества военных наград больше всего
я дорожу двумя медалями - "За оборону Севастополя"
и "За оборону Сталинграда", потому что, когда
их вручали, это ещё
не носило такого массового распространения.

👉🏻 В обороне Сталинграда Василий Фёдорович принимал участие
в составе одной из трёх плавучих батарей 2-й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии, сыгравшей ключевую роль
в Сталинградской битве, оказав значительную поддержку сухопутным войскам и ПВО переправ,
а также эвакуировав раненых и гражданское население из осажденного города.⚓️

Мы, несколько команд железнодорожных батарей, прибыли в первой половине июля 1942-го года в Сталинград
за материальной частью,
т.е. за железнодорожными батареями. Разместили нас во флотском экипаже, который запомнился огромной массой клопов во всех деревянных конструкциях,
а двухъярусные койки там были деревянными.
На ночь я со своим матрацем выходил во двор и спал
под открытым небом, спасаясь от вредных насекомых.

К нашему приезду из пяти батарей была готова одна. Находясь в Сталинградском флотском экипаже,
я запомнил трехчасовой документальный фильм о блокаде Ленинграда зимой 1941-1942 годов. Его демонстрировали для командного состава и руководства города.
Я попал на показ случайно, будучи дежурным
по столовой. Перед началом мероприятия выступил секретарь ЦК ВКП (б) Георгий Максимилианович Маленков, кое-что
из сказанного им я запомнил. Он говорил о том,
что в Сталинграде находится один миллион пудов хлеба, полмиллиона тонн нефтепродуктов, два миллиона пудов соли, город ежедневно дает фронту
100 танков... Волга заменяет 12 железнодорожных колец
и т.д. Сталинград не сдавать. Использовать все для его удержания. Эти слова вошли в душу каждого.

В связи с тем,
что железнодорожные батареи не были готовы, в строю находилась только одна, то решили из имеющихся корпусов недостроенных эсминцев создавать плавучие артиллерийские батареи. На эти корпуса эсминцев, на верхнюю палубу, поставили по четыре сухопутные 152-миллиметровые гаубицы, или, как мы их называли, 6-дюймовые (благо, их создавали в Сталинграде)
и по 2-3 крупнокалиберных пулемета. Эти плавбатареи самостоятельно не могли передвигаться, так как не имели двигателей и других механизмов, поэтому буксир по очереди выводил их ночью для стрельбы. Переходили
по воде от места стоянок
за 5-7 км, и мы по заранее подготовленным целям
и площадям открывали огонь.

После стрельбы буксир доставлял плавбатарею к месту стоянки, и мы маскировали их ветками.

Всего имелось три таких плавучих артиллерийских батареи: № 98, 99 и 100. Я служил на 100-й. Наш дивизион входил в состав 2-й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии. Комбригом был капитан 1 ранга Новиков, который в 1944-м году, будучи уже в звании вице-адмирала - командующего Константской военно-морской базы (Румыния), ходатайствовал перед вышестоящим командованием о представлении меня к правительственной награде. В итоге в начале 1945-го года я был награжден орденом «Отечественной войны» I степени.

Ещё несколько слов
о службе на плавбатареях. После стрельбы
и маскировки никто в светлое время
не выходил из трюмов,
мы дожидались ночи, чтобы не обнаружила немецкая авиация.
Батареи наносили огромный ущерб врагу. Часто командование армии, которую мы обслуживали артогнем, и руководство обороной города выносили благодарность за нанесенные удары
по скоплению вражеской техники, живой силе противника и немецким складам.

2 минуты