66 подписчиков
Что роднит Красную стрелу, Польшу и Владикавказ? Родственная связь в этом случайном, на первый взгляд, наборе слов есть и самая прямая. И главным звеном этой связи был инженер Вацлав Лопушинский. Он родился в 1856 году в городке Тыкоцин. Окончил гимназию в Ломже и поехал учиться в Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения. Тут и проявился его талант конструктора. Конец XIX века в России - это железнодорожный бум. Всю страну опутывали новые магистрали. Чаще всего частные, потому что дело было сверхприбыльное. А у государства все было как всегда. Дорогам нужны были паровозы. Вацлав к тому времени работал на Пензенско-Моршанском участке и в полной мере сталкивался с проблемами несовершенных паровых машин. Он, как и многие другие инженеры, пытался исправить эти недостатки. Но мечтой был свой собственный паровоз. Паровоз Лопушинского. Он его построил. В военном 1914 году. Для Ростово-Владикавказской железной дороги. Модель назвали "Владикавказский пасифик". Это был самый мощный паровоз в стране, который мог развивать скорость до 120 км/ч. Единственным, но роковым для него недостатком, стало то, что работал он не на дешёвом угле, а на дорогом мазуте. Первая мировая и затем Гражданская требовали дешевизны. Всего было построено 66 пасификов. Все они успешно работали на железных дорогах, и машинисты с любовью прозвали их Элька. По первой букве фамилии создателя. Вацлав Лопушинский покинул Ростов вместе с отступающей Белой Армией. Вернулся в Польшу, где умер в 1929 году. Его детище- Владикавказкий пацифик тянул составы вплоть до 1950 годов. А причем тут Красная стрела? Так первым паровозом, который тянул составы Красной стрелы и была мощная и надёжная Элька- Владикавказский пасифик.
1 минута
1 февраля 2024