5,4K подписчиков

Церковь Святителя Николая в Старом Ваганькове – одна из самых старых в столице.

Маленькая и неброская, она словно спряталась под крылом великолепного Пашкова дома. Возможно, это и помогло ей пережить многочисленные невзгоды, коих с XVI века немало случалось на Москве.
Ясно одно: что бы ни приключалось, они делили общую судьбу. В пожаре 1812 года сгорел Пашков дом, храму тоже досталось.
Восстановили дом, с ним и храм. Стал Пашков дом Московским дворянским институтом, затем Румянцевским музеем – и храм Святителя Николая получил статус домового храма, сначала при институте, затем при музее.
Музей с храмом делился: в 1868 году тут появились святыни, переданные Румянцевскому музею наследниками собирателя христианских древностей Петра Савостьянова.

Здесь бывал Николай Гоголь, здесь отпевали художника Серова, чья мастерская находилась неподалеку, сюда на службы частенько захаживал профессор Цветаев с дочерями, Мариной и Асей.
Видим ли мы сейчас то же убранство, что видели они? Скорее всего, да.

Через два года после революции богослужения здесь приостановили. Представители музейного отдела Наркомпроса явились со строгим предписанием «даже в случае закрытия церкви ликвидаторам из Восьмого отдела предписывалось никуда не вывозить иконы и утварь без разрешения экспертов из Наркомпроса». На какое-то время жизнь здесь замерла.

Положение спас директор Румянцевского музея, Анатолий Виноградов (тот, который исторический романист - "Три цвета времени", например он написал, в СССР была довольно известная личность).
В 1923 году он обратился в Моссовет с просьбой «передать музею здание Сергиево-Никольского храма, находящегося на территории музея Знаменка, Ваганьковский пер. 2 (в виду того, что означенный храм представляет собою совершенно определённый архитектурный памятник XVI в., который может быть использован музеем как помещение для одного из его отделов и как запасное место для хранения экспонатов), а с другой стороны, не будучи ничем отгорожен от основных хранилищ музея, он представляет все неудобства и опасности использования его под какие-нибудь другие нужды».
Очень хорошо написал – длинно, многословно и чрезвычайно запутанно. И, видимо, до конца не дочитав, новые власти дали разрешение использовать храм для нужд музея.
По воспоминаниям современника, в церковь переместили книги «в ящиках, мешках… как дрова, навалом чуть ли не до купола. Амвон и алтари были забиты книгами до отказа. Крохотная паперть была завалена ящиками с книгами».

Вероятно, это и уберегло церковь от разграбления. Роспись и декор были надежно спрятаны за книжными завалами, да и храм по документам перестал числиться таковым - библиотека да склад, что с них взять. Так, притаившись, безымянный, по чужим документам, один из старейших московских храмов дотянул до перестроечных времен.
Ну а в 1980-х годах в храме началась реставрация.
Богослужения возобновили в 1992 году.

На первом фото - вид на храм из окон Пашкова дома. Это, пожалуй, единственная возможность рассмотреть его во всей красе, потому что из узкого переулка можно увидеть лишь звонницу (фото 2 и 3), а территория храма теперь перегорожена спартаковскими красно-белыми лентами, то есть обойти храм кругом не разрешают. Не положено.
О Пашковом доме читайте здесь: dzen.ru/...v2j