Найти в Дзене
2307 подписчиков

У президента Кыргызстана Садыра Жапарова свое видение будущего республики. Но как близко оно к реализации?


Начнем с того, что глава государства сделал несколько заявлений государственному агентству «Кабар». Главные из которых - в ближайшее время начнется строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. И что республика полностью рассчитается со своими долгами к 2035 году.

А теперь подробнее. В своем интервью С.Жапаров рассказал подробности о строительстве железной дороги. «Власти рассматривают реализацию этого проекта иным путем, а не за счет внешних заимствований», - так обтекаемо заявил глава государства. Каким именно путем, президент не уточнил. Стоит дополнить, что ранее были разговоры, что Китай готов ссудить необходимые объемы $2-4 миллиарда и более. Однако, только под залог. И тогда еще в ближнем кругу второго президента КР Курманбека Бакиева (в котором был сегодняшний президент), всерьез рассматривали возможность заложить месторождения по программе «ресурсы в обмен на кредит». Но общественность данную идею не приняла. От слова совсем. Ведь получается, что китайцы не только дают деньги, но и еще получат доступ к месторождениям Кыргызстана, разрабатывают их и еще и имеют возврат выделенной ссуды. Что за это время станет с полезными ископаемыми республики можно лишь гадать, ведь окупаемость дороги может растянуться на несколько десятков лет.

То бишь, в Поднебесной сразу убили бы не одного, а трех зайцев – реализация своего геополитического проекта, вгоняли Кыргызстан в долги и получили доступ к его богатой минералогической базе. А К.Бакиев и компания имели бы возможность «осваивать» китайские кредиты на строительство дороги.

До недавнего времени, власти Кыргызстане не особо желали продвигать проект Китая. Однако, с приходом к власти Алмазбека Атамбаева дело стало двигаться. Ведь в Пекине пообещали выделить на эти цели $4 миллиарда. Его преемник – Сооронбай Жээнбеков также загорелся данной идеей. И вот очередь дошла и до С.Жапарова.

В этот раз китайцы выбрали другой путь – более кружный, но, похоже, что более действенный. В качестве проводника своей идеи они сделали ставку на Узбекистан. Ведь главный бенефициар данного геополитического проекта, трансформировавшего со временем от «Пекин - Париж» до «Один пояс – один путь», в нашем регионе – это Ташкент. Самая крупная страна региона, которая находится в центре Средней Азии, была заинтересована в диверсификации своих транспортных коридоров. И уж так получилось, что наиболее быстро рабочие отношения у пришедшего в Кыргызстане к власти руководства в результате переворота 2020 года, сложились именно с Узбекистаном. Похоже, что в Ташкенте решили увязать сразу несколько задач в одну – решение вопроса о делимитации и демаркации государственных границ, доступ к воде и строительству железной дороги из Китая. Что и было с блеском сделано в последующие пару лет. Единственной запинкой стала трансконтинентальная магистраль – не могли стороны определиться по деньгам и схемам финансирования. Прошлой осенью даже объявили об этом. Возникла пауза на пару-тройку месяцев и вот теперь С.Жапаров уверенно заявляет, что мол, всё получится.

Он не стал говорить о конкретных цифрах. Из его слов известно только, что окупаться данная дорога будет до 40 лет. И сделал акцент на том, что «республика перестанет быть тупиковой и превратится в транзитную страну». Данное обстоятельство является некой мечтой для властей Кыргызстана – отсюда попытки договориться то с Пакистаном, то с Ираном, чтобы получить возможность выхода к морским портам. А автомобильные дороги не позволяют перевозить грузы в больших объемах.

Пока даже неизвестно точно, какой протяженности будет кыргызский участок железной дороги, где у него будет точка входа в Узбекистан и другие детали. 
3 минуты