188 подписчиков
Налоговая реконструкция при определении размера субсидиарной ответственности
Обязательна ли налоговая реконструкция при выявлении налоговиками «схем»? Ответ на вопрос можно обнаружить в «поворотных» судебных делах, в которых вышестоящие инстанции не соглашались с нижестоящими.
Сегодня рассмотрим одно недавних дел.
ФНС провела проверку и пришла к выводу - организация с помощью взаимозависимых лиц занижала доходы и незаконно применяла спецрежим. Были сделаны налоговые доначисления.
Через некоторое время организацию признали банкротом. По ее налоговым долгам привлекли к субсидиарной ответственности контролирующих лиц. Последние обратились в суд с просьбой уменьшить размер ответственности, поскольку реальный ущерб бюджету был значительно ниже, чем требования налоговой. Суды нескольких инстанций поддержали ФНС.
Судьи нижестоящих судов рассуждали так:
В Законе о банкротстве есть обязательный порядок расчета суммы субсидиарной ответственности. Он зависит от размера требований, которые включили в реестр требований кредиторов.
Доводы о том, что участники схемы частично уплатили налоги и их не учли при налоговой реконструкции, следует отклонить, поскольку они направлены на пересмотр результатов проверки.
Но ВС РФ решил иначе.
Судьи высокой инстанции указали:
Закон о банкротстве допускает снижение субсидиарной ответственности, если вред существенно меньше размера требований кредиторов.
ВС РФ в обзоре практики по банкротству за 2022 год также приводил примерный перечень оснований для ее уменьшения.
Ответчики не ставили под сомнение результаты проверки, а просили уменьшить ответственность с учетом реального ущерба бюджету.
Подход нижестоящих судов делает невозможным такое снижение, а это не соответствует целям законодателя.
Инспекция при налоговой реконструкции не учла часть налогов, которые уплатили участники схемы. Однако это не лишает ответчиков права указать на переплату и на отсутствие ущерба у бюджета при определении размера субсидиарной ответственности.
Исходя из изложенного, решая вопрос о реальном размере ущерба, нужно учитывать налоги, которые уплатили участники схемы. Без этого размер субсидиарной ответственности рано считать установленным (Определение ВС РФ от 14.08.2023 № 301-ЭС22-27936).
Позицию ВС РФ учла ФНС. Определение по этому делу включено в обзор правовых позиций, доведенных, доведенных до нижестоящих налоговых органов для применения работе (письмо ФНС от 27.10.2023 № БВ-4-7/13775@).
Интересна ли тема налоговой реконструкции? Просим дать знать реакциями под постом или в ответом комментариях.
2 минуты
1 февраля 2024