Найти в Дзене

Налоговая реконструкция при определении размера субсидиарной ответственности


Обязательна ли налоговая реконструкция при выявлении налоговиками «схем»? Ответ на вопрос можно обнаружить в «поворотных» судебных делах, в которых вышестоящие инстанции не соглашались с нижестоящими.

Сегодня рассмотрим одно недавних дел.

ФНС провела проверку и пришла к выводу - организация с помощью взаимозависимых лиц занижала доходы и незаконно применяла спецрежим. Были сделаны налоговые доначисления.

Через некоторое время организацию признали банкротом. По ее налоговым долгам привлекли к субсидиарной ответственности контролирующих лиц. Последние обратились в суд с просьбой уменьшить размер ответственности, поскольку реальный ущерб бюджету был значительно ниже, чем требования налоговой. Суды нескольких инстанций поддержали ФНС.

Судьи нижестоящих судов рассуждали так:

В Законе о банкротстве есть обязательный порядок расчета суммы субсидиарной ответственности. Он зависит от размера требований, которые включили в реестр требований кредиторов.

Доводы о том, что участники схемы частично уплатили налоги и их не учли при налоговой реконструкции, следует отклонить, поскольку они направлены на пересмотр результатов проверки.

Но ВС РФ решил иначе.

Судьи высокой инстанции указали:

Закон о банкротстве допускает снижение субсидиарной ответственности, если вред существенно меньше размера требований кредиторов.

ВС РФ в обзоре практики по банкротству за 2022 год также приводил примерный перечень оснований для ее уменьшения.

Ответчики не ставили под сомнение результаты проверки, а просили уменьшить ответственность с учетом реального ущерба бюджету.

Подход нижестоящих судов делает невозможным такое снижение, а это не соответствует целям законодателя.

Инспекция при налоговой реконструкции не учла часть налогов, которые уплатили участники схемы. Однако это не лишает ответчиков права указать на переплату и на отсутствие ущерба у бюджета при определении размера субсидиарной ответственности.

Исходя из изложенного, решая вопрос о реальном размере ущерба, нужно учитывать налоги, которые уплатили участники схемы. Без этого размер субсидиарной ответственности рано считать установленным (Определение ВС РФ от 14.08.2023 № 301-ЭС22-27936).

Позицию ВС РФ учла ФНС. Определение по этому делу включено в обзор правовых позиций, доведенных, доведенных до нижестоящих налоговых органов для применения работе (письмо ФНС от 27.10.2023 № БВ-4-7/13775@).

Интересна ли тема налоговой реконструкции? Просим дать знать реакциями под постом или в ответом комментариях.
Налоговая реконструкция при определении размера субсидиарной ответственности  Обязательна ли налоговая реконструкция при выявлении налоговиками «схем»?
2 минуты